spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
Дзен

Дзенские притчи, становимся просветлёнными

По представлениям
дзену, есть три основных причины, из которых возникают все страдания и заблуждения:
1. Неведение о своей природе (замутнённость ума, тупость, замешательство, беспокойство),
2. Отвращение (к «неприятному», представление о чём-то как самостоятельном «зле», вообще жёсткие взгляды),
3. Привязанность (к приятному — неутолимая жажда, цепляние)…

Поэтому пробуждению способствуют: (1) успокоение ума, (2) освобождение от жёстких взглядов и (3) от привязанностей.

Считается, что дзэну невозможно научить. Можно лишь подсказать путь достижения личного просветления.




Холодная или горячая

(5 голосов)
Это история о детстве Такуана. В наши дни золотых рыбок можно купить на рынке очень дешево, но во времена Осе они были редкими и дорогими. 
Однажды летним днем, выполнив какое-то поручение своего наставника, молодой монах Такуан возвращался в монастырь и увидел, что у ворот храма остановился торговец золотыми рыбами. 
— Эй, мальчик, видишь этих красивых золотых рыбок? — обратился к нему торговец, — Эти золотые рыбки привезены из Нанбана (Португалии и Испании). Они очень редкие. 
— Неужели эти рыбки привезены из Нанбана? — не поверил Такуан. 
— Да, оттуда, — ответил торговец. 
Рыбки были очень привлекательны, и молодой монах засмотрелся на них, забыв о том, что возвращается в храм. В это время торговец, измаявшись на летней жаре, задремал в холодке. Мальчик долго смотрел на рыбок, а затем ему стало интересно, сколько их в сосуде. 
Он попытался сосчитать рыбок. Это было нелегко, потому что они постоянно плавали. Как он ни старался, ему не удавалось сосчитать рыбок, но он не сдавался. В конце концов он все-таки СМОГ их пересчитать. Оказалось, что всех рыбок в сосуде двести пятьдесят восемь. Проснувшись, торговец увидел, что молодой монах по-прежнему стоит рядом и смотрит на рыбок. 
— Монах, ты что, хочешь купить несколько золотых рыбок? 
— Да, хочу, но они слишком дорогие для меня. 
— Ты действительно хотел бы приобрести рыбок? Что ты будешь делать с ними? — поинтересовался торговец, покуривая трубку. 
— Выпущу их в пруд. 
— Прекрасная идея. В таком случае, если ты сможешь сосчитать, сколько рыбок плавает в этом сосуде, я тебе подарю их всех. Ну что, по рукам
Подробнее...
 

Хлопок одной ладони

(5 голосов)
Настоятелем монастыря Кэннин был Мокурай — Безмолвный Гром. У него был любимец по имени Тое, которому было всего двенадцать лет. Тое видел, как другие ученики каждое утро и каждый вечер приходят к учителю за указаниями по сандзэн — индивидуальному наставлению, когда ученику задаётся коан, упражнение для остановки блужданий ума.

Тое тоже захотел себе сандзэн. «Подожди немного, — сказал Мокурай, — ты ещё слишком мал».

Но ребёнок так настаивал, что учитель, наконец, согласился.

Вечером в назначенный час маленький Тое пришел к Мокураю за сандзэн. Он сообщил о своём приходе ударом в гонг, не переступая порога, трижды почтительно поклонился и сел перед учителем, сохраняя вежливое молчание.

— Ты можешь слышать звук двух хлопающих ладоней, — сказал Мокурай. — Покажи мне, как звучит одна. Тое поклонился и ушёл в свою комнату размышлять над задачей.

Из окна слышалась музыка гейш. «Ага, нашел!» — воскликнул он.

На следующий вечер, когда учитель попросил его показать хлопок одной ладони, Тое стал играть музыку гейш. «Нет, нет, — сказал Мокурай, — не годится. Это вовсе не хлопок одной ладони. Ты ничего не понял».

Решив, что музыка может ему мешать, Тое перебрался жить в тихое место. Он медитирует снова. Что же может быть хлопком одной ладони? Вот он случайно слышит звук капающей воды. «Есть», — догадался Тое. Придя снова к учителю, он изобразил этот звук.

«Что? — спросил Мокурай. — Это же звук капающей воды, но не хлопок одной ладони. Попробуй ещё».

Напрасно Тое медитировал снова, стараясь расслышать звучанье одной ладони. Он слышал звук ветра, но и этот звук был отвергнут. Он слышал крик совы, но и это не подошло. И шелест саранчи также не был звучаньем одной ладони.

Больше десяти раз приходил Тое к Мокураю с разными звуками. Все они не годились. Почти целый год размышлял он о том, чем может быть звучанье одной ладони. Наконец Тое вошёл в настоящую медитацию и оказался за пределами всех звуков.

«Я больше уже не мог собирать звуки, — объяснял он потом, — и поэтому достиг беззвучного звука».

Тое постиг звучанье одной ладони.
 

Характер

(8 голосов)
Дзэнский студент пришёл к Банкею и пожаловался:

— Учитель, у меня неуправляемый характер. Как мне исправить его?

— У тебя что-то странное, — ответил Банкей. — Позволь мне посмотреть, что у тебя.

— Но я не могу показать его, — ответил ученик.

— А когда ты сможешь показать его? — спросил Банкей.

— Всё происходит неожиданно, — ответил студент.

— Тогда, — сделал вывод Банкей, — это не может быть твоим характером. Если бы это был твой настоящий характер, ты бы сразу мог показать его мне. Когда ты родился, у тебя его не было, и твои родители не давали его тебе. Подумай об этом.
 

Упорство

(4 голосов)
Один человек изучал дзэн под руководством Бокудзю, которому был очень предан. Каждый раз, когда он приближался к нему, Бокудзю махал рукой, говоря:

— Не сейчас, не сейчас!

Однажды вечером он пришёл в отчаянье:

— Как это может произойти? У меня нет инструкции, чтобы привести себя к реализации. Мастер просто гонит меня, говоря: «Не сейчас». Что я могу сделать? Что я должен думать об этом?

Он продолжал в том же духе, думая, размышляя, медитируя, отчаянно, но упорно придерживаясь объекта своего исследования и рассматривая его со всевозможных точек зрения. Внезапно что-то вспыхнуло в его уме, и он сразу же осознал, понимая, чего хочет от него Мастер. На следующее утро он посетил Мастера. Увидя его, тот воскликнул:

— У тебя есть это сейчас, у тебя есть это сейчас!
 

Улитка на дереве

(9 голосов)
Мастера спросили, испытывал ли он когда-нибудь разочарование оттого, что его усилия приносят меньше плодов, чем ему хотелось бы. В ответ Мастер рассказал историю об улитке, которая начала взбираться по вишневому дереву холодным, ветреным днём запоздалой весны.

Воробьи на соседнем дереве от души потешались, глядя на неё. Затем одни из них подлетел к ней и спросил:

— Эй, ты, разве не видишь — на этом дереве нет вишен?

Не прерывая своего пути, малютка ответила:

— Будут, когда я туда доберусь.
 

Укрощение призрака

(3 голосов)
Одна молодая женщина заболела и была близка к смерти.

— О, я так сильно люблю тебя, — сказала она своему мужу. — Я так не хочу покидать тебя. Не смей жениться на другой женщине после моей смерти. Если ты это сделаешь, я вернусь к тебе призраком и буду постоянно мучить тебя.

Вскоре она умерла. В течение шести месяцев муж исполнял её последнее желание, а потом встретил другую женщину и полюбил её. Они решили пожениться. Немедленно после обручения к нему каждую ночь стал являться призрак, укоряя его за то, что он не сдержал слова. Призрак был очень умён и прекрасно осведомлён. Он точно пересказывал человеку, что происходило между ним и его возлюбленной. Если бывший муж делал своей невесте подарок, призрак подробно описывал его. Он даже повторял все их беседы и описывал подробности их встреч. Это так беспокоило человека, что он уже не мог спать. Кто-то посоветовал ему обратиться со своей бедой к дзэнскому Мастеру, жившему неподалёку от деревни. В отчаянии бедняга отправился к нему за помощью.

— Похоже на то, что твоя бывшая жена стала призраком и знает обо всём, что ты делаешь, — подытожил Мастер. — Что бы ты ни делал, ни говорил, что бы ни дарил своей любимой, она всё знает. Должно быть, это очень умный призрак. Ты должен восхищаться им. Вот мой совет: когда твоя жена-призрак появится в следующий раз, поторгуйся с ней. Скажи, что она знает о тебе так много, что тебе не удастся ничего скрыть от неё, и что если она ответит правильно на один-единственный твой вопрос, то ты обещаешь разорвать помолвку и навсегда остаться холостяком.

— Что же я должен спросить у неё? — сказал человек.

— Возьми полную горсть соевых бобов и попроси, чтобы она точно сказала, сколько бобов у тебя в руке. Если она не сможет ответить, то никогда больше не будет беспокоить тебя.

Вечером, когда призрак появился, человек приветливо встретил его и сказал, что призрак знает обо всём.

— Конечно, — ответил призрак. — И я знаю, что сегодня ты был у дзэнского Мастера.

— Если ты знаешь так много, — требовательно сказал человек, — то скажи мне, сколько бобов в этой руке?

Больше перед ним не появилось ни одного призрака, который бы ответил на этот вопрос.
 

Убийство буддизма

(5 голосов)
Гадзан учил своих последователей:

«Те, кто выступают против убийства, и кто хочет сберечь жизнь всем сознательным существам, правы. Прекрасно защищать даже животных и насекомых. Но что делать с теми, кто разрушает благосостояние и экономику, кто убивает время? Мы не должны смотреть на них сквозь пальцы.

Тот же, кто проповедует, не будучи просветлённым, убивает Буддизм».
 

Три удара палкой

(4 голосов)
Тодзан пришёл к учителю Уммону. Уммон спросил его, откуда он пришел.

— Из деревни, — ответил Тодзан.

— А в каком монастыре ты был летом? — спросил Уммон.

— В монастыре Ходзи, что на южном берегу озера, — ответил Тодзан.

— Когда же ты его покинул? — спросил Уммон, удивляясь про себя, сколько же ещё Тодзан сможет так отвечать на вопросы.

— Двадцать пятого августа, — ответил Тодзан.

— Мне следовало бы отвесить тебе три удара палкой за такие ответы, но я тебя прощаю, — сказал Уммон.

На следующий день Тодзан поклонился Уммону и спросил:

— Вчера Вы мне простили три удара палкой, но я не пойму — за что?

Упрекая Тодзана за бездушные ответы, Уммон сказал:

— Ты ни на что не годен. Ты просто слоняешься из одного монастыря в другой!

Уммон ещё не кончил говорить, как Тодзан прозрел.
 

Точная пропорция

(2 голосов)
Сен-Но Рикун, чайный мастер, захотел повесить на столб корзину с цветами. Он попросил плотника помочь ему, указывая снизу, куда поместить корзину: немного повыше или пониже, немного вправо или влево, до тех пор, пока не нашёл, что она точно на месте.

— Вот теперь она точно на месте, — сказал наконец Сен-Но Рикун.

Плотник, чтобы испытать своего хозяина, отметил место, а затем притворился, что забыл, куда нужно поместить корзину.

— Сюда, а может, сюда? — спрашивал плотник, указывая различные места.

Но понятие пропорции у чайного мастера было таким точным, что он указал плотнику точно то же место.
 

Торговец янтарём

(4 голосов)
Cын китайского крестьянина достиг совершеннолетия и отец, пожелав, чтобы тот обучился ремеслу, отдал его в ученики местному торговцу янтарём.

В первый день торговец дал мальчику осколок янтаря и сказал:

— Возьми его и иди подметать двор.

В конце дня мальчик вернул янтарь учителю и отправился спать. На второй день указания были теми же, и так же продолжалось весь месяц.

На второй месяц по утрам торговец отдавал мальчику янтарь и посылал его мыть посуду, требуя вернуть камень вечером. В течение всего года он посылал мальчика за покупками, приказывал ему стричь газон, красить забор и отправлял с разными поручениями в город.

Прошёл год, и мальчику надоело. Он пришёл к своему учителю и сказал:

— Мне надоело это ученичество. Я ничему не научился, я работал как вол, и ничего не получил взамен. Я ухожу!

— Хорошо, — сказал учитель. — Ты свободен.

— Знаете что, — сказал ученик, — я хочу, чтобы вы заплатили мне за год тяжёлой работы!

— Конечно же, — ответил учитель. — Возьми этот янтарь, продай его на рынке и оставь деньги себе.

Мальчик посмотрел на янтарь и сказал:

— Да это же подделка!
 

Тонкий шёлк

(3 голосов)
Когда кто-то сказал, что обложки из тонкого шёлка неудобны тем, что быстро портятся, Тонъа заметил в ответ:

— Тонкий шёлк становится особенно привлекательным после того, как края его растреплются, а свиток, украшенный перламутром, — когда ракушки осыплются.

С тех пор я стал считать его человеком очень тонкого вкуса.

В ответ на слова о том, что-де неприятно смотреть на многотомное произведение, если оно не подобрано в одинаковых переплётах, Кою-Содзу сказал:

— Стремление всенепременно подбирать предметы воедино есть занятие невежд. Гораздо лучше, если они разрозненны.

Эта мысль кажется мне великолепной. Вообще, что ни возьми, собирать части в единое целое нехорошо. Интересно, когда что-либо незаконченное так и оставлено, — это вызывает ощущение, будто жизнь течёт долго и спокойно.

Один человек сказал как-то:

— Даже при строительстве императорского дворца одно место специально оставляли недостроенным. Во внутренних и внешних сочинениях, написанных древними мудрецами, тоже очень много недостающих глав и разделов.
 

Твой свет может погаснуть

(2 голосов)
Cтудент, изучающий Тендай, философскую школу Буддизма, пришёл к дзэнскому учителю Гадзану, чтобы стать его учеником. Когда через несколько лет он собрался уходить, Гадзан предостерёг его:

— Умозрительное изучение Истины полезно лишь как путь собирания материала для проповеди. Но помни, твой свет истины может померкнуть.
 
<< [Первая] < [Предыдущая] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [Следующая] > [Последняя] >>

Результаты 13 - 24 из 113
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
Републикация наших статей разрешается только при указании активной ссылки на наш сайт