spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
Дзен

Дзенские притчи, становимся просветлёнными

По представлениям
дзену, есть три основных причины, из которых возникают все страдания и заблуждения:
1. Неведение о своей природе (замутнённость ума, тупость, замешательство, беспокойство),
2. Отвращение (к «неприятному», представление о чём-то как самостоятельном «зле», вообще жёсткие взгляды),
3. Привязанность (к приятному — неутолимая жажда, цепляние)…

Поэтому пробуждению способствуют: (1) успокоение ума, (2) освобождение от жёстких взглядов и (3) от привязанностей.

Считается, что дзэну невозможно научить. Можно лишь подсказать путь достижения личного просветления.




Пустая лодка

(4 голосов)
Лин-чи рассказывал: "Когда я был молодым, мне нравилось плавать на лодке; у меня была маленькая лодка: в одиночестве я отправлялся плавать по озеру и мог часами оставаться там.

Однажды я сидел с закрытыми глазами и медитировал. Была прекрасная ночь. Какая-то пустая лодка плыла по течению и ударилась о мою. Во мне поднялся гнев!

Я открыл глаза и собирался обругать побеспокоившего меня человека, но увидел, что лодка пуста. Моему гневу некуда было двигаться. На кого мне было его выплёскивать? Мне ничего не оставалось делать, как вновь закрыть глаза и начать присматриваться к своему гневу. В тот момент, когда я увидел его, я сделал первый шаг на моем Пути.

В эту тихую ночь я подошёл к центру внутри себя. Пустая лодка стала моим учителем. С тех пор, если кто-то пытался обидеть меня и во мне поднимался гнев, я смеялся и говорил: "Эта лодка тоже пуста".

Я закрывал глаза и направлялся внутрь себя".
 

Прямо сейчас

(5 голосов)
У Дого был ученик, которого звали Сошин. Сошин пришёл научиться медитации и терпеливо ждал, когда же, наконец, начнется обучение. Он ждал уроков, подобных школьным, но их не было, и это сбивало его с толку и разочаровывало. И вот однажды он решился и сказал Мастеру:

— Много времени прошло с тех пор, как я пришёл сюда, но ни единого слова не было сказано мне о сути медитации.

Дого тихо улыбнулся и сказал:

— О чём ты говоришь, мой мальчик? С тех пор, как ты пришёл, я постоянно даю тебе уроки медитации!

Эти слова смутили бедного ученика ещё больше. Некоторое время он размышлял над ними, но ничего так и прояснилось. И, набравшись храбрости, он вновь обратился к Мастеру:

— Скажите, что это были за уроки?

Дого ответил:

— Когда ты приносишь мне чашку чая, я принимаю её; когда ты приносишь мне еду, я принимаю её; когда ты кланяешься мне, я киваю в ответ. Как ещё ты хочешь обучиться медитации?

Сошин опустил голову и вновь углубился в раздумья о загадочных словах Мастера.

Но Дого прервал его:

— Если ты хочешь увидеть, смотри прямо сейчас. Потому что когда ты начинаешь раздумывать, ты полностью упускаешь.
 

Чайный мастер и Самурай

(22 голосов)
В Китае, в очередной период смуты, когда Китай распался на кучу враждующих друг с другом царств, которые воевали друг с другом, жил чайный мастер. Его мастерство заварки чая высоко ценилось всеми, и даже китайский император вызывал его к себе, чтобы отведать его чая. И однажды в его чайную зашел наемник, который, по нашему говоря, был невротиком. И что-то в поведении чайного мастера ему не понравилось, он оскорбился и вызвал мастера на поединок. 

Разумеется, у мастера не было шансов победить этого наемника, он совершенно не владел приемами фехтования. Мысли о предстоящей неминуемой гибели его сильно огорчали и тревожили. 

В это время к мастеру зашел один мастер боевых искусств, который давно посещал эту чайную и хорошо знал мастера. Естественно, он заметил печаль чайного мастера и поинтересовался, что случилось. Чайный мастер поведал ему о своей беде. Выслушав его, мастер боевых искусств подумал и сказал: "Пожалуй, я смогу тебе помочь. Возьми с собой чайные приборы, чай и пойдем на поляну, где вы будете драться". 

Чайный мастер удивился, но последовал указаниям мастера боевых искусств. Они пришли на поляну, и тут мастер боевых искусств потребовал еще более странную вещь. Он сказал: "А теперь, забудь о предстоящем поединке, а просто завари мне здесь свой самый лучший чай, чтобы он был даже лучше чем тот чай, которым ты угощал императора".
Подробнее...
 

Проект

(3 голосов)
Один Мастер дзэн, будучи архитектором, проектировал новый храм. Рядом с ним постоянно находился его первый ученик. Каждый раз, сделав эскиз будущего храма, Мастер оборачивался к ученику и спрашивал:

— Ну как?

— Нет, это не то. Это недостойно тебя, — отвечал ученик каждый раз.

И тогда Мастер отбрасывал этот проект.

Это повторялось много раз. Миновало уже три месяца, и властитель начал интересоваться, когда же, наконец, будет закончен проект, чтобы можно было приступить к строительству.

И вот как-то раз, пока Мастер рисовал очередной эскиз, у него высохли чернила, и он велел ученику пойти и приготовить новых чернил. Ученик вышел, а когда он возвратился, то воскликнул в изумлении:

— Как?! Ты создал его! Но почему же ты не мог сделать этого все три месяца?

— Из-за тебя, — сказал Мастер. — Ты смотрел на меня, и я действовал с напряжением, это не было развлечением. Когда ты ушел, я расслабился. Я почувствовал, что никто не оценивает мою работу, и я стал целым. Этот проект я не делал, он родился сам. Он не получался все эти три месяца, потому что я так стремился его сделать.

Когда стрелок пускает стрелу для забавы, всё его мастерство при нем.
Если он стреляет на медную пряжку, он нервничает.
Если ж он стреляет на золотой приз, то он слепнет,
А мишень двоится в его глазах, и он уже безумен.
Мастерство его осталось прежним, но приз раздваивает, разделяет его.
Он озабочен призом. Он думает больше о победе, чем о выстреле —
И потребность побеждать истощает его силы. 

Чжуан-Цзы

 

Продавец петухов

(5 голосов)
Продавец бойцовых петухов расхваливал на рынке свой товар, уверяя, что его петухи бьются до смерти.

— Продай мне лучше таких, — обратился к нему покупатель, — которые бьются до победы!
 

Пробуждение

(4 голосов)
Однажды дзэнский наставник Сэцугэн сказал своему ученику Дзидзё:

— Если в течение семи дней и семи ночей ты будешь полностью отдавать себя медитации, но не обретешь пробуждения, то можешь отрубить мне голову и сделать из моего черепа черпак, которым выгребают нечистоты.

Вскоре после этого Дзидзё заболел дизентерией. Взяв с собой ведро, он удалился туда, где его никто не мог видеть, сел на ведро и полностью сконцентрировал своё внимание.

По прошествии семи дней весь мир внезапно показался ему заснеженной равниной, переливающейся в лунном свете, и он почувствовал, что Вселенная стала слишком мала, чтобы вместить его.

Долгое время он пребывал в таком состоянии, пока какой-то звук не привёл его в чувство. Он обнаружил, что по всему его телу струится пот, а его болезнь прошла.

После этого Дзидзё написал такое стихотворение:

"Ослепительное, духовное — что это?

Моргнешь, и уже потерял его.

Черпак для нечистот искрится светом;

И все это время был только я"
 

Притча о котах и Сокен-сенсее

(5 голосов)
В начале XIX века в Японии жил знаменитый мастер кендо по имени Сокен. Однажды в его доме завелась большая крыса, которая постоянно шумела по ночам и мешала ему спать. Сокен обратился к своему знакомому, разводившему и дрессировавшему кошек, попросив на время его лучшего кота-крысолова. Тот одолжил ему очень сильного кота, быстрого и опытного в искусстве ловли крыс. Но, когда кот встретился с этой крысой, ему пришлось сразу же бежать, задрав хвост. Очевидно, было в этой крысе что-то очень необычное. 
   
Тогда Сокен взял другого кота: рыжего, обладавшего мощным ки и агрессивным характером. Этот кот вступил в бой с крысой, но потерпел поражение и бежал. 
   
Третий, черно-белый кот, хотя и был прекрасно подготовлен, также не смог ничего сделать с крысой. 
   
Сокен взял четвертого кота: черного, старого и неглупого, хотя и не такого сильного, как трое других. Когда кот зашел в комнату, крыса некоторое время смотрела на него, а затем двинулась вперед. Но черный кот продолжал сидеть очень сосредоточенно и абсолютно неподвижно. Тень сомнения мелькнула в глазах крысы, но она продолжила потихоньку подходить. Внезапно кот кинулся, схватил ее за шею и убил. 
Подробнее...
 

Притча о Девственнице (Хинг Ши)

(4 голосов)
Однажды к Хинг Ши пришёл молодой человек, собиравшийся жениться и спросил: 
   
- Учитель, я хочу жениться, но неприменно только на девственнице. Скажи, я поступаю мудро? 
   
Учитель спросил: 
   
- А почему именно на девственнице? 
   
- Так я буду уверен, что моя жена добродетельна. 
   
Тогда учитель поднялся и принёс два яблока – одно целое, а второе надкушенное. И предложил юноше их попробовать. 

Тот взял целое, надкусил его – яблоко оказалось гнилым. Тогда он взял надкушенное, откусил, но и надкушенное яблоко было гнилым. В недоумении юноша спросил: 
   
- Так как же мне нужно выбирать жену? 
   
- Сердцем, - ответил Учитель. 
 

Природа Будды

(1 голос)
Ученик спросил Нагсена:

— Буддийские писания утверждают, что всё на свете наделено природой Будды. Имею ли я природу Будды?

— Нет, ты не имеешь! — ответил Нагсен.

Монах спросил:

— Деревья, реки и горы имеют природу Будды?

— Да, имеют! — ответил тот.

— Если всё имеет природу Будды, то почему я не имею? — спросил монах.

— Кошки и собаки, горы и реки — все имеет природу Будды, а ты — нет!

— Но почему? — спросил ученик.

— Потому, что ты спрашиваешь! — ответил Нагсен.
 

Повиновение

(1 голос)
Беседы мастера Банкея посещали не только ученики дзэн, но и вообще лица всякого звания и разных сект. Он никогда не цитировал сутр, не вступал в схоластические обсуждения. Но слова шли прямо из его сердца в сердца слушателей.

Его многолюдные собрания очень раздражали священника секты Нитирэн, последователи которой также ходили слушать о дзэн. Самолюбивый священник пришёл в храм, решив поспорить с Банкеем.

— Эй, дзэнский учитель! — позвал он, — подожди-ка минутку. Всякий, кто тебя уважает, будет повиноваться твоим словам, но вот если человек вроде меня тебя не уважает, сможешь ли ты заставить его подчиниться?

— Подойди ко мне, и я это покажу, — сказал Банкей. Священник принялся горделиво расталкивать толпу, пробиваясь к учителю.

Банкей улыбнулся:

— Стань от меня слева.

Священник повиновался.

— Нет, — сказал Банкей, — будет лучше разговаривать, если ты станешь справа. Пройди сюда.

Священник гордо пошёл направо.

— Видишь, — заметил Банкей, — ты меня слушаешься, и я думаю, что ты очень добрый человек. А теперь сядь и слушай.
 

Первооснова

(1 голос)
Каждый приходящий в храм Обаку в Киото видит вырезанную на воротах надпись: "Первооснова". Необычно большие иероглифы надписи всегда восхищают ценителей каллиграфии. Эти иероглифы двести лет назад нарисовал Косэн.

Мастер изобразил иероглифы на бумаге, а резчик их увеличил и вырезал на дереве. Косэн рисовал в присутствии ученика, который сделал несколько галлонов чернил для каллиграфии и был настолько смел, что никогда не упускал случая покритиковать работу мастера.

— Нехорошо, — сказал он Косэну после первого рисунка.

— А как вот это?

— Плохо. Еще хуже прежнего.

Косэн терпеливо исписывал лист за листом, пока не набралось восемьдесят четыре "Первоосновы", всё ещё не одобренные учеником. Когда же юноша на несколько минут вышел, Косэн подумал: "Вот шанс укрыться от его зоркого взгляда" и поспешно, не рассеивая мысли, написал: "Первооснова".

Вошедший ученик провозгласил: "Шедевр!"
 

Открой свою сокровищницу

(1 голос)
Дайдзю навестил учителя Басё в Китае. Басё спросил:

— Чего ты ищешь?

— Просветления, — ответил Дайдзю.

— У тебя есть собственная сокровищница. Почему ты ищешь на стороне? — спросил Басё.

Дайдзю спросил:

— Где же моя сокровищница?

Басё ответил:

— То, что ты спрашиваешь, и есть твоя сокровищница.

Дайдзю обрёл просветление. Позже он всегда твердил своим друзьям: «Открой свою собственную сокровищницу и черпай сокровища оттуда».
 
<< [Первая] < [Предыдущая] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [Следующая] > [Последняя] >>

Результаты 49 - 60 из 113
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
Републикация наших статей разрешается только при указании активной ссылки на наш сайт