spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
Дзен

Дзенские притчи, становимся просветлёнными

По представлениям
дзену, есть три основных причины, из которых возникают все страдания и заблуждения:
1. Неведение о своей природе (замутнённость ума, тупость, замешательство, беспокойство),
2. Отвращение (к «неприятному», представление о чём-то как самостоятельном «зле», вообще жёсткие взгляды),
3. Привязанность (к приятному — неутолимая жажда, цепляние)…

Поэтому пробуждению способствуют: (1) успокоение ума, (2) освобождение от жёстких взглядов и (3) от привязанностей.

Считается, что дзэну невозможно научить. Можно лишь подсказать путь достижения личного просветления.




Любитель природы

(6 голосов)
Один даймё (крупный землевладелец) очень любил хризантемы. Он засадил этими цветами весь свой сад, раскинувшийся позади его дома, и все свои силы и время отдавал ухаживанию за ними.

По сути, даймё уделял хризантемам больше внимания, чем своей жене и наложницам. Многие вассалы подверглись суровому наказанию только за то, что случайно сломали какой-нибудь цветок. Страсть даймё к хризантемам сделала жизнь для всех в доме просто невыносимой.

Однажды, когда кто-то из вассалов по неосторожности сломал цветок, разгневанный даймё приказал бросить его в темницу. Выведенный из себя таким отношением самурай решил совершить самоубийство по древнему воинскому обычаю.

Об этом случае узнал дзэнский наставник Сенгай. Он поспешил вмешаться и уберечь молодого воина от самоубийства по столь пустяковой причине. Не ограничившись решением одного этого дела, Сенгай придумал, как раз и навсегда покончить с причиной всех бед. Дождливой ночью, в пору цветения хризантем, Сенгай пробрался с серпом в сад и срезал все цветы, все до последнего.

Услышав доносящийся из сада странный шорох, даймё выглянул и заметил силуэт какого-то человека. Схватив меч, он выскочил из дома. Подбежав к Сенгаю, он узнал его, но выкрикнул:

— Эй, что тебе здесь нужно?

Сенгай спокойно сказал:

— Даже трава, подобная этой, в конце концов разрастается, если её не срезать.

Даймё осмотрелся вокруг, на срезанные цветы, и... словно пробудился ото сна. Он осознал, как неправильно он поступал. Впредь он никогда более не выращивал «хризантем».

Любитель цветов!
Ты стал неприметно
Рабом хризантем. 

Еса Бусон
 

Квашеная редиска

(3 голосов)
Однажды Сёгун Иэмицу разговаривал с Такуаном на разные темы.

— Осё, всё, что я ем в последнее время, кажется мне безвкусным. Можете ли вы угостить меня каким-нибудь деликатесом?

— Это несложно. Пожалуйста, приходите завтра в десять часов утра в мою обитель. Я угощу вас вкусной пищей. Я буду хозяином, а вы гостем. Уверяю вас, если вы будете вести себя, как подобает гостю, всё будет хорошо. И ещё: приехав ко мне, пожалуйста, не уходите до конца приёма. Я должен предупредить вас об этом заранее.

— Хорошо. Уверен, что это будет настоящий пир. Завтра в десять часов я буду у вас, — пообещал Иэмицу и, удовлетворённый, отправился в свой замок.

На следующий день Иэмицу прибыл к Такуану в сопровождении нескольких прислужников. Дело было в конце декабря. С раннего утра шёл снег, и ко времени приезда сёгуна намело уже немало. Несмотря на такое количество снега, Иэмицу надеялся, что у Осё его ждет пир горой.

Осё его встретил возле плетеной калитки.

— Я рад, что вы пожаловали, не испугавшись плохой погоды, — сказал Осё.

— Что вы, Осё, земля, укрытая снегом, выглядит так необычно, — ответил сёгун.
Подробнее...
 

Каменный разум

(2 голосов)
Хоген, китайский мастер Дзэн, жил один в маленьком храме в деревне. Однажды четыре странствующих монаха попросили его разрешить им разжечь костёр и обогреться.

Когда они устроили костёр, Хоген услышал, что они спорят об объективности и субъективности. Он присоединился к ним и сказал:

— Вот большой камень. Как вы считаете, находится он внутри или вне нашего сознания?

Один из монахов ответил:

— С буддистской точки зрения всякая вещь является воплощением сознания, так что, по-моему, камень находится внутри сознания.

— Твоя голова, должно быть очень тяжёлая, — сказал Хоген, — если ты таскаешь в своём сознании такие камни.
 

Как станут просветлёнными трава и деревья

(1 голос)
В период Камакура Синкан изучал 6 лет тендай, а затем 7 лет изучал дзэн. После этого он отправился в Китай и еще 13 лет изучал дзэн. Когда он вернулся в Японию, многим хотелось поговорить с ним, выяснить неясные вопросы. Но когда Синкан принимал посетителей, что случалось не часто, он редко отвечал на их вопросы.

Однажды 50-летний искатель просветления сказал Синкану:



— Что пользы обсуждать, как трава и деревья станут просветленными? — спросил Синкан. — Вопрос в том, как тебе самому стать просветлённым. Ты когда-нибудь задумывался над этим?

— Я никогда не думал об этом таким образом, — восхитился старик.

— Так теперь пойди и подумай, — закончил Синкан.
 

Каждый вопрос неверен

(1 голос)
Как-то Риндзай попросил своего старшего ученика:

— Скажи что-нибудь об Истине.

Старший ученик подошёл к Риндзаю и ударил его. Тот засмеялся и сказал:

— Правильно! Ты поступил хорошо, потому что спрашивать нельзя. Ведь каждый вопрос неверен! Когда ученик может ударить Мастера, он сам стал Мастером. Теперь иди и учи других!
 

Йено — шестой патриарх дзэн

(3 голосов)
Став просветлённым, шестой патриарх дзэн Йено получил от пятого патриарха чашку и одежду, которые передавались от Будды его преемниками из поколения в поколение. Монах по имени Эме из зависти последовал за патриархом, чтобы отобрать у него это великое сокровище. Йено положил чашку и одежду на придорожный камень и сказал Эме:

— Эти предметы — лишь символ веры. Нет смысла драться из-за них. Если ты так хочешь владеть ими, можешь взять.

Когда Эме попытался взять одежду и чашку, они оказались непомерно тяжёлыми. Дрожа от стыда, он сказал:

— Я пришёл за ученьем, а не за материальными сокровищами. Учите меня, пожалуйста.

Патриарх сказал:

— Когда ты не думаешь о хорошем и не думаешь о нехорошем, что является твоей истинной природой? При этих словах Эме прозрел.

 

Кто-то спросил Мастера Судзуки о его Учителе Йено:

— Что было особенного в нём?

Судзуки ответил:

— Единственная особенность, которую я никогда не забуду, это то, что я никогда не встречал человека, который думал бы о себе, как о совершенно обыкновенном человеке. Он был простым, обычным человеком, а это наиболее необычно, потому что каждый обыкновенный ум думает, что он необыкновенный.
 

История о коане

(2 голосов)
Тссю Ямаскэ, ставший секретарем императора Мэйдзи и одним из основателей современного кендо, родился в Эдо (Токио) в семье самурая в 1836 году под именем Тэцутаро Оно. Уже в детстве обнаружил большие способности к каллиграфии и фехтованию, а с 13 лет присоединился к отцу в его ежедневных сеансах дзадзена. В 17 лет он стал обучаться искусству кэндо и содзюцу (владению длинным копьем) у известных мастеров: Сусаки Тиба и Сэйдана Ямаскэ. После скоропостижной смерти последнего он женился на его младшей сестре и был принят в семью Ямаскэ. 

Молодой Ямаскэ отличался большой силой, ростом, весом и очень скоро стал самым уважаемым учеником в додзе Тиба. Однажды в Эдо приехал знаменитый мастер меча Дзимэй Адзари, которого решительный Ямаскэ вызвал на поединок. После долгой борьбы Ямаскэ, используя свои физические преимущества, поверг противника на землю. После этого они сели лицом друг к другу, и Адзари спросил: "Что вы думаете о нашем поединке?" Ямаскэ ответил: "Это была трудная схватка, но к счастью, я победил." 

- "Это не так,- ответил Адзари,- прежде чем я оказался на земле, я прошел вашу защиту и нанес удар в грудь." И действительно, три бамбуковые полоски протектора были сломаны. Ямаскэ отказывался этому верить, но в конце концов понял, что был побежден. По обычаю, он стал учеником победившего его мастера.
 

Истории о Миямото Мусаси

(3 голосов)
Cинмэн Мусаси-но-Ками Фудзивара-но-Гэнсин, более известный под именем Идзуми Миямото Мусаси, родился в деревне Миямото в области Мимасака в 1584 г. Этот человек стал легендой ещё при жизни и с ним связано очень много историй. 
   
Когда Миямото Мусаси, один из самых известных мастеров фехтования, был ещё ребенком, некий Гэнрю Сасаки, известный боец и управляющий рода Мори из провинции Аки вызвал на поединок его отца и проиграл. Сасаки не смог перенести позора, который заключался в том, что противник оставил ему жизнь, и позже предательски убил его. Месть на долгие годы стала главной мыслью, занявшей всё существо юного Мусаси. Ради осуществления своей мести молодой самурай тренировался в искусстве владения мечом с необычайным упорством, а затем долгое время искал своего противника по всей стране. Он нашёл его на Кюсю и они встретились в поединке на пляже Ганрюдзима. Поединок происходил ночью, в кромешной тьме от песка, поднятого с пляжа тайфуном. Мусаси сражался двумя мечами и одержал победу. 
   
Рассказывают, что однажды Миямото Мусаси путешествовал в провинции Ига. В дороге он встретил незнакомого самурая. Мощь исходящая от его попутчика не оставляли места для сомнения. Перед ним стоял Ягю Дзюбэи известный как боец не знающий поражений. Для Ягю Дзюбеи тоже стало ясно, что перед ним известный всей Японии мастер меча. Проверить свои силы в поединке с таким противником было вопросом чести для каждого из них. Пройдя несколько метров, Мусаси повернулся, одновременно, то же сделал и Дзюбэи. "Я прошу прощения, - произнёс Миамото Мусаси - Я полагаю, что вы Ягю Дзюбэи". "Да, это так, - ответил Дзюбэи, - А вы, я полагаю, Миамото Мусаси?" Мастера молча смотрели друг на друга некоторое время. Поединок, который должен был закончиться гибелью одного из мастеров, не мог удовлетворить обоих. Оба самурая отправились в ближайшую корчму и приказали принести им чай и доску для игры в "го". В течение трёх чесов непрерывной игры ни одному из мастеров не удалось достичь преимущества над противником. Когда не осталось сомнения, что силы равны, оба одновременно встали, поклонились и вышли в темноту ночи. Мусаси свернул на дорогу вправо, Дзеюбэи влево. Больше в жизни они никогда не встречались. 
Подробнее...
 

Искренность и естественность

(2 голосов)
Однажды ученик спросил Учителя:

— Учитель, недавно я обсуждал с друзьями тему искренности и естественности, но в результате у меня в голове всё перемешалось.

Учитель улыбнулся:

— И в чём твой вопрос? Что с чем перемешалось в твоей голове?

— Самое главное, чего я не могу постичь, это различие между искренностью и естественностью. По-моему, это одно и то же.

— Это не одно и то же, — сказал Учитель. — Искренний человек может и не быть естественным, но естественный всегда искренен.

— Прости, Учитель, я всё ещё не понял.

— Когда ты искренен, то не скрываешь своих чувств. Когда естественен — ты о них не думаешь.
 

Зима

(3 голосов)
Учитель дзен вёл повозку, в которой сидела женщина со своим ребёнком. Выпало много снега, и утро было очень холодным. На небе не было солнца, было облачно. Учитель начал замерзать, и женщина в повозке тоже. Он увидел, что она постепенно становится синей и теряет сознание. Тогда он взял ребёнка, вытолкнул женщину из повозки и уехал прочь. 

Женщина была шокирована. Она осталась стоять там, на снегопаде, её ребёнок увезён прочь - что же это за человек? И он забрал повозку. Она пустилась бежать, кричать, вопить, проклинать - и через полкилометра, благодаря тому, что она бежала, проклинала, кричала и вопила, она оказалась в совершенном порядке. 

Тогда учитель остановил повозку, посадил её и сказал: "Теперь всё в порядке. Я должен был сделать это, иначе бы вы умерли".
 

Жизнь, а не логика

(2 голосов)
Однажды монах Лин-чи удивил всех. Когда умер его учитель, Лин-чи расплакался. Он стоял, и слезы текли по его щекам. Его друзья недоумевали:

— Что ты делаешь? Здесь собралось столько людей, и все они шокированы твоим поведением. Их мысли написаны у них на лицах: "Невероятно! Этого просто не может быть! Лин-чи плачет! Мы думали, что он полностью непривязан и его дух свободен. И вот теперь он плачет! Он сам учил нас, что душа бессмертна, что умирает только тело; что тело это материальная оболочка, которая изнашивается и возвращается в землю. Почему же сегодня он плачет?" И мы, твои друзья, тоже не можем понять тебя. Ты учил, что ключом является непривязанность. Почему же ты привязан к своему учителю?

На это Лин-чи ответил:

— Ваш вопрос логичен. Но что мне делать? Слезы текут, и я плачу. Для меня самого было открытием, что я плачу. Я сам удивлен. Но что я могу поделать? Так во мне проявляется жизнь. И я не стану подавлять ее проявления. Я всегда принимал ее целиком.
 

Еще три дня

(1 голос)
Cюйво, ученик Хакуина, был хорошим учителем. Во время одного летнего уединения к нему пришел ученик с Южного острова Японии. 

Сюйво дал ему проблему:"Услышь хлопок одной ладони." 

Ученик оставался у него три года, но так и не смог пройти испытания. Однажы ночью он в слезах пришел к Сюйво: 

"Я должен вернуться на юг в стыде и смущении,- сказал он,- потому что я не могу решить мою задачу." 

"Подожди неделю и непрерывно медитируй,"- посоветовал ему Сюйво. 

Hо просветление не пришло к ученику. 

"Попытайся еще недельку",- посоветовал Сюйво. 

Ученик послушался, но все было тщетно. 

"Еще неделю." 

Никакого успеха. 

В отчаянии студент стал умалять освободить его, но Сюйво потребовал еще пятиневной медитации. Hикакого результата. 

Тогда он сказал:"Медитируй еще три дня, и если и на этот раз у тебя ничего не получится, лучше убей себя." 

Hа второй день ученик стал просветленным.
 
<< [Первая] < [Предыдущая] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [Следующая] > [Последняя] >>

Результаты 73 - 84 из 113
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
Републикация наших статей разрешается только при указании активной ссылки на наш сайт