Еще в детстве, когда ребенок пытается укрыться от грозного взгляда взрослого, от возможного наказания, его ум начинает избегать столкновения с другим "я". Другое "я" очень грозное и может нанести урон, а у ребенка уже существуют условия, что мама должна быть доброй и не должна быть злой, не должна быть грозной, потому, что ребенка это пугает.
Дети очень внимательно наблюдают отношения родителей между собой, становясь обусловленными этими отношениями. Если в семье общаются дружелюбно, добродушно, искренне, честно, никто излишне не эмоционирует, ребенок будет душевно здоров и относительно уравновешен. Он попытается укрыться только в том случае, если произошло что-то из ряда вон выходящее: мама в истерике, разозлилась, обиделась, оскорбилась, плачет, то есть, увидев, что мать не сохранила привычную для него форму.
Как это происходит? У ребенка возник испуг, но он говорит себе: "Я не хочу на это смотреть, я не смогу это понять, я не желаю этого знать, это мне угрожает" – и тогда, испуг уходит на уровень подсознания. Так ребенок начинает переходить в категорию подавленного человека. Это просто происходит. Все с чем он сталкивается, и все, чему говорит «нет», тут же подавляется в подсознание, и он, тем более, начинает пугаться всего, что является для него неизвестным.
Находясь в осознанности, человек, в любой ситуации, в тот же момент смотрит в себя, наблюдая все, что с ним происходит. Тогда не произойдет подавления. Образованный относительно осознанности ребенок, а впоследствии и взрослый человек, ни от чего не укрывается, он игрив, игрива его тональность.
Человек становится очень серьезным, скованным и обремененным изнутри, когда его "НЕТ" превышает его "ДА". Если он подавляет в подсознание, все, что вызывает в нем испуг, то он живет на минимуме. Что такое жить на минимуме? Это жить в психологической безопасности и ради нее сделать все статичным и безжизненным.
Теперь ничто не коснется его маленького островка посреди маленькой лужицы. Он ничем не затронут, но и жизни в нем тоже нет. Это утилитарная жизнь. Он получает образование, ходит на работу, дома все у него прекрасно. Все у него замечательно, великолепно, но внутренне он умирает. Постепенно он умирает внутренне, раньше смерти физической, потому, что это минимально для человека.
Это очень мало, это невероятно мало, потому, что человек – это пробуждение, постоянное пробуждение, постоянная свежесть, постоянное переживание самой жизни внутри себя.
Укрываться от жизни – это, значит, свести необъятность жизни к минимальности, к маленькому островку в жизни и умереть. Пусть у этого человека все было нормально, не случилось ни болезни, ни войны, и он умер в своей постели. Все прекрасно, но это очень мало, это невероятно мало.
Человек рожден оставаться молодым и интенсивным в осознанности. Это его внутренняя интенсивность, она не во внешнем мире, но и во внешнем мире она обязательно скажется, как неотъемлемая часть внутреннего.
Человек в осознанности - это сама интенсивность, само пламя, сама игра. Он не ищет укрытие от жизни и не сводит необъятность жизни к минимальности, он знает, что жизнь – это неизвестное.
Жизнь не сводится к известному, мы просто открываем неизвестное, Когда мы научимся открывать неизвестное, и оно станет нашим дыханием, любовью, страстью; Когда мы станем истинными искателями, истинными учениками жизни, Тогда мы, играя, шагнем в непознаваемое жизни, в ее тайну, в мистический танец самой жизни.