Видение реальности своего существования позволяет сохранить единство разума и даёт возможность осознания целостности жизни. Входя же в кураж собственного "Я" посредством самообмана, человек теряет связь с реальностью в самом себе. Такая форма потакания себе ведёт к утрате искренности, что заставляет до самозабвения воссоздавать фальшивость собственной личности.
Это та цена, которую приходится платить, чтобы получить выгодное отражение в глазах других, то есть выигрышное на фоне проигрыша окружающих по сравнению с собой, а не наоборот. При этом человек не только не хочет быть проигравшим, его пугает одна лишь мысль, что если он не будем соревноваться с остальными, если он не докажет другим свою состоятельность, то окажется за бортом всех жизненных завоеваний. Ради этого он готов поступиться своей природой и представить себя другим в самом красочном убранстве, которое в свою очередь, если постараться, привлечёт, завоюет лучшее, а если потребуется, оттолкнет неугодное.
Направление получено, отождествление с образом самого себя состоялось, и, вовлекаясь в водоворот впечатлений, человек начинает выдавать желаемое за действительность. Мысленно кружась в своих желаниях, человек не позволяет реальности проникнуть в его жизнь, чтобы он мог увидеть то, что есть на самом деле. Теперь то, что есть, интересует его в последнюю очередь, а самообман позволяет ему самыми различными способами избегать реальности происходящего. При этом человек твёрдо верит, что ему, как никому другому хотелось бы решить не только собственные проблемы, но и изменить к лучшему жизнь других людей. Но он не ведает о самообмане, потому что из-за дихотомии, двойственности ума, подавляется всё, что непривлекательно или вызывает страх. А самообман поддерживается всевозможными растущими желаниями, страстью к амбициозным проявлениям себя и чувственным переживаниям. Всё это позволяет человеку мысленно придавать своей жизни особый смысл и особый размах.
Устремляясь навстречу шквалу страстей и впечатлений в желании сделать свою жизнь как можно лучше, человек рано или поздно начинает тонуть в самообмане и спустя время обнаруживает себя в состоянии стагнации - застоя, обездвиженности. На смену приходит недовольство, неудовлетворенность, где окружающие видятся полными достоинств, а себе человек кажется на их фоне недостойным, упускающим жизненные возможности. Боясь выпасть из колеса жизни, он усиливает контроль происходящего. Ещё больше сужается сознание и ускоряется движения мысли от одного желания к другому, в стремлении наверстать "упущенное". А то, что есть, не видится, не ценится, все собственные достижения уже в следующее мгновение кажутся незначительными. И так из одного витка лабиринта в другой.