Если Вы действительно хотите разбогатеть, Ваше время пришло. Мы вступили во времена повального пессимизма. Все только и говорят, что о плохом, а лучшее время для инвестиций, когда у оптимистов падает настроение.
Когда дилетант становится профи
Журналист Хантер С. Томпсон говорил: «Когда мир переворачивается вверх дном, безумие становится нормой». Это справедливо и в отношении инвестиций: в разгар любого подъема на рынке, «безумцы» вдруг становятся профессиональными инвесторами. В 2000 году миллионы людей стали профессиональными дневными трейдерами и инвесторами в акции интернет-компаний. В тот год, чистый приход денежных средств в ПИФах достиг рекордной цифры $309 млрд.
В предыдущих колонках я отмечал, что в то время нужно было продавать неликвидную недвижимость. Спросите почему? Потому что кассир в местном супермаркете предложила мне услуги своего агента недвижимости. Она собиралась бросить работу и заняться инвестициями в недвижимость.
Когда бычий рынок превращается в медвежий, новоиспеченные профессионалы становятся оптимистами, делая ставку на то, что бык придет на смену медведю и спасет их деньги. Но по мере того как рынок продолжает падать, оптимисты становятся пессимистами, бросают инвестиции и возвращаются к своей привычной работе. Как раз в этот период профессиональные инвесторы возвращаются на рынок. Именно это сейчас и происходит.
Пессимизм vs. Реализм
В 1987-ом в США произошел один из крупнейших обвалов фондового рынка за всю историю. Кризис нанес сокрушительный удар по кредитной системе и банковским вкладам. Рухнул и рынок недвижимости, после чего на федеральном уровне для спасения финансовых институтов от банкротства была создана Трастовая корпорация для урегулирования (ТКУ). В обязанности ТКУ входило изъятие средств у финансово безграмотных институтов и их передача финансово грамотным компаниям.
Ровно 20 лет спустя, в июле 2007 года, остановился рост транспортного и промышленного индексов Доу Джонса. С этого момента ситуация становится все хуже и хуже. В августе 2007 года весь мир заговорил о кризисе ипотечного кредитования в США. В октябре я появлялся в различных телепрограммах, где меня спрашивали, когда рынок перестанет падать и вновь вернется к росту. Я отвечал, что этот кризис очень тяжелый и что худшее еще впереди.
Оптимистически настроенным ведущим мой ответ не нравился, и они обвиняли меня в пессимизме. «Разница между оптимистом и пессимистом, — говорил я, — в том, что пессимист не витает в облаках. Я просто трезво смотрю на вещи».
Ни для кого не секрет, что ситуация еще более усугубилась в начале 2008 года, когда на грани банкротства оказался банк Bear Stearns, a ФРС пошла на меры по реанимации инвестиционных банков. В феврале, помрачнели многие из тех самых телеведущих (а также пишущая пресса), заразив своим пессимизмом общество. К марту, когда инвесторы стали уходить с рынка, чистый отток средств ПИФов составил $45 млрд.
Как выжить в плохие времена?
В далеком 87-ом, когда лихорадило банковскую систему, а инвестиционные портфели ценных бумаг и недвижимости обесценились, мы с Ким жили в Портленде, штат Орегон. Многие люди были подавлены и не хотели признавать правду. В следующем году я сказал Ким: «Сейчас у тебя есть шанс стать инвестором».
В 1989 году она приобретает дом с двумя спальными комнатами и одной ванной за $45 000, заплатив первоначальный взнос $5 000, и зарабатывает чистыми наличными $25 000 в месяц. Сегодня в ее собственности свыше 1 400 квартир — потому как люди больше арендуют, чем покупают — и ее доход наличными достигает сотен тысяч долларов в год.
Период с 1987 по 1995 год был очень сложным, даже для богатых. В своей книге «Искусство возвращения» мой друг Дональд Трамп рассказывает о том, как он потерял миллиард долларов. Но он не опустил руки и бился до последнего. Мы с ним часто говорим о том, что тот период как нельзя лучше закалял характер.
Два года на подготовку
Я считаю, что сейчас мы находимся на пике кризиса. Я предвижу дальнейшие потрясения, и ничего хорошего в ближайшие два года ждать не приходится, возможно, до лета 2010 года.
Плюс сложившейся ситуации в том, что мы можем использовать это время для рыночного анализа и поиска новых возможностей на рынке ценных бумаг и недвижимости. Прежде чем покупать, я настоятельно рекомендую анализировать рынок, читать книги и заняться изучением того актива, в который вы собираетесь вкладывать. Если Вы выбираете фондовый рынок, изучайте ценные бумаги и опционы. Если недвижимость, изучайте рынок недвижимости. Настало время снова садиться за парту; Вы не только будете знать больше, чем обычный человек, и будете готовы к колебаниям рынка, Вы также познакомитесь с людьми Ваших взглядов.
На подготовку у Вас есть около двух лет. Серьезные возможности — это редкость, поэтому не упустите свой шанс разбогатеть.
Быки ползают, а медведи летают
Смотрю ли я с надеждой в будущее? Ничего подобного. Я все еще убежден, что впереди невиданный по глубине кризис, и что сейчас экономика США получила всего-навсего отсрочку. Думаю, большинство бейби-бумеров окажется в серьезном финансовом положении, а цены на нефть перевалят через отметку $200 за баррель. Инфляция также будет расти, что принесет еще больше проблем малоимущим и среднему классу.
ФРС наводнила рынок почти триллионом долларов, и поэтому я считаю, что сейчас выгодно покупать золото по цене не выше $1 200 за унцию, а серебро — не выше $30. Цены на золото и серебро должны достигнуть пика и упасть до нижней точки до 2020 года, завершив двадцатилетний цикл. В мои планы входит продать серебро где-то в 2015 году. Я ставлю на золото, ликвидную недвижимость, нефтяные скважины и ценные бумаги. Известно, что бык медленно поднимается по ступенькам, а медведь выпрыгивает из окна. Я считаю, что бык все еще карабкается по ступенькам, а медведь пока стоит на карнизе. Но будьте уверены, он прыгнет.