Ни для кого не секрет, что наш мир кардинально изменился 11 сентября 2001 года, когда рухнули башни-близнецы Всемирного торгового центра.
В этом году, в канун 11 сентября, обрушились башни-близнецы ипотечного рынка — «Фэнни Мэй» и «Фредди Мак». Затем, 15 сентября, исчезли инвестиционные банки Lehman Brothers и Merrill Lynch. Собственно говоря, рухнула еще одна башня — страховой гигант AIG.
Через пару лет, такая же участь постигнет крупнейших правительственных близнецов — программы социального и медицинского страхования. Уже сегодня видно, что они вот-вот рухнут. Сколько же еще должно случиться потрясений, чтобы мы как люди и как народ признали, что вся международная финансовая система переживает глубокий кризис. Какой ценой мы прозреем?
На правительство надежды нет
Лично я глубоко убежден, что основная проблема коренится в убеждении миллионов американцев в том, что кандидаты в президенты — Барак Обама и Джон МакКейн — придут на спасение нашей финансовой системы. Мы стали настолько слабы в финансовом отношении, что готовы отдать свою экономическую независимость в руки политиков? Где в Конституции сказано, что правительство должно решать наши финансовые проблемы?
И почему так много людей по всему миру думают, что политические лидеры будут заботиться об их финансовом благополучии? Создается впечатление, избиратели проголосуют за любого, кто пообещает, что у каждого будет и каша с маслом, и дешевая ипотека.
Нашу главную проблему не сможет решить ни один из кандидатов: отсутствие продуманной системы финансового образования в школах и университетах. Как еще объяснить экономические просчеты наших политических и финансовых лидеров? Или почему так много людей оказалось по уши в долгах? И, наконец, почему миллионы людей ждут от правительства быстрого решения всех проблем?
Первопричины
Пару месяцев назад, мой друг, который живет на Гавайях, предложил мне купить его новый моторный катер со сдвоенным двигателем. По-видимому, он приобрел абсолютно новый катер в конце 2007 года за $85 тысяч. Он планировал рефинансировать свой ипотечный кредит, когда его дом вырастит в цене, и использовать разницу, чтобы заплатить за катер.
Ему не удалось найти дополнительные средства, и поэтому он продавал катер — всего-то переоформить кредит и он мой. От покупки я отказался, и, в конечном счете, банк отнял его катер за неплатежи по кредиту. Какое-то время спустя, мне позвонила его жена и рассказала, что у него теперь проблемы с выплатой ипотечных взносов. Я думаю, мой друг планировал заплатить за дом так же, как и за катер, рефинансируя свой долг.
Я упомянул эту историю, чтобы проиллюстрировать проблему Обама и МакКейна — ограниченное финансовое образование и отсутствие финансового здравого смысла. Видимо, наши бизнес-лидеры вышли из стен одной финансовой школы.
Циничная ремарка
Если хотите понять, почему рушатся оплоты американского капитализма, прочтите книгу Эдварда Гриффина «Творение острова Джекил». Эту книгу не так просто найти, но как только начинаешь ее читать, оторваться невозможно. Во многих отношениях она напоминает детективный роман об убийстве, финансовом «истреблении» среднего класса.
Один из важных уроков книги — как политики пользуются финансовым кризисом, чтобы ввести общество в заблуждение. Сказочно богатые люди с помощью существующей системы на законных основаниях грабят всех остальным, взывая при этом к чувству патриотизма. Когда наши лидеры заявляют: «Мы берем на поруки Фэнни Мэй и Фредди Мак, потому что хотим защитить американцев», читайте — «Мы спасаем своих богатых друзей».
Стоит банкирам и политикам поднять звездно-полосатый флаг и затянуть патриотическую «Янки Дудл», как массы уже смахивают слезы и приносят клятву верности легализованному грабежу. Никто не спорит, что блажен неведающий, но невежество также дорого обходится, и оно стоило нам нашей свободы.
Свобода в опасности
Куда ведут антикрисные меры? К примеру, если запустить печатный станок, то это приведет к еще большей инфляции. Вместо того чтобы защищать, такая мера делает жизнь для малоимущих и среднего класса еще дороже. Другие антикризисные меры подстраховывают наших богатых и некомпетентных друзей. Если Вы или я обанкротимся, то мы обанкротимся по-настоящему. Кто будет уличен в мошенничестве, отправится за решетку. А вот если Вы богаты и имеете политические связи, то Ваши ошибки исправят политики своими антикрисными мерами.
Мне как бывшему морскому пехотинцу и ветерану войны во Вьетнаме грустно наблюдать, как банкиры и политики отнимают у нас свободы, за которые я воевал. К сожалению, единицы американцев понимают разницу между словами «национализация» и «обобществление». Обобществление означает, что мы отдаем свою энергию правящей верхушке, а не питаем ей дух свободного предпринимательства. Это означает, что мы становимся слабее как личности и просим помощи у власти — у той самой власти, которая втянула нас в этот кризис.
Словом, когда рухнули Фэнни, Фредди, банки Merrill и Lehman, страховой гигант AIG, это означало больше чем банкротство. Мы теряем свободу, на принципах которой была создана эта страна, и к которой стремится весь остальной мир.