Пророков несчастья обычно высмеивают и унижают. Если вы выйдите на улицу с плакатом «Конец Близок», то вас просто засмеют. В глазах людей вы будете выглядеть не больше, чем герой популярного мультфильма, который пытался всех уверить в том, что скоро рухнет небо.
Но после экономического кризиса (что и происходит сейчас в США), люди вопрошают: «А почему же нас никто не предупредил?», или «А что же делает правительство, чтобы защитить нас?»
В мае правительство приступило к выдаче единовременных экономических пособий общим размером $168 млрд. — своего рода награда за жадность и невежество тем, кто и стал причиной ипотечного кризиса. Вместо того, чтобы прислушаться к предостережениям рынка, безответственные и некомпетентные получают премиальные. Неудивительно, что в стране серьезные проблемы с платежеспособностью.
Проигнорированное предостережение
Что касается заявлений в духе «конец близок», то как раз на эту тему в январском номере Financial Times была опубликована объемная статья. На первой полосе газеты фото председателя ФРС Бена Бернейка и заголовок: «Безупречная кредитоспособность США под угрозой».
К сожалению, немногие обратили на это внимание. Я также сомневаюсь в том, что большинство людей понимает всю серьезность своего положения, или знает о рейтинге Moody’s и о том, почему следует прислушиваться к прогнозам этого агентства. Для этих людей скажу просто: согласно авторитетнейшему агентства Moody’s, США в скором времени может стать банкротом.
Другими словами, мировые рынки вскоре не будут рассматривать нашу страну в качестве надежного партнера, и мы не сможем удержать свое финансовое и экономическое превосходство. Короче говоря, конец и вправду близок: по прогнозам Moody’s он наступит меньше чем через десять лет.
Падение Империи
Хуже всего, что ни один из главных претендентов на президентский пост даже вскользь не упоминает о проблеме утраты кредитоспособности. И хотя я считаю, что реформа здравохранения, о которой говорят Барак Обама и Хилари Клинтон очень важна, я ни разу не слышал, чтобы кто-нибудь из них признал, что правительство даже не в состоянии финансировать нынешнюю систему здравохранения.
Думаю ли я, что Джон МакКейн (и тем более Майк Хакаби) принесет больше пользы, чем демократы? Нет. Я не верю, что какая-либо из партий или нынешние меры правительства справится с этой проблемой. Проблемы со здравоохранением и социальным обеспечением зашли слишком далеко и ситуация стала необратимой.
Все империи приходят в упадок, и Америка не исключение. Мы вели слишком много войн, скрывали слишком много внутренних проблем и платили за свое ненасытное потребление деньгами, которые занимали у многих стран мира. Конец не просто близок, он неизбежен.
Проблем много, решений мало
Меньше чем через три года, первые из приблизительно 75 миллионов бейби-бумеров достигнут пенсионного возраста. Ни одно правительство не сможет этому помешать, и поэтому только внезапное открытие фонтана молодости отсрочит неизбежное. Через несколько лет вырастут расходы правительства, когда наступит время расплачиваться за предвыборные обещания политиков, срок правления которых уже истек.
Проведем расчеты. Если 75 млн. пенсионеров начнут ежемесячно получать пособие в размере $1 000 по программам медицинского и социального страхования, то ежемесячные расходы правительства дополнительно составят $75 млн. А это гораздо больше, чем единовременные экономические пособия общим объемом $168 млн., которые будут выплачиваться с мая текущего года.
Зачем вообще идти на президентские выборы в этот исторический момент? Неужели кандидаты верят, что они смогут решить наши усугубляющиеся экономические проблемы? Или они поступят так же, как их предшественники: просто оставят решение всех проблем будущим поколениям?
Не поймите превратно: я восхищаюсь нашими кандидатами в президенты. И это удивительно, что мы можем выбирать между женщиной, афро-американцем, героем войны и баптистским священником. Я просто считаю, что они не способны решить наши серьезнейшие финансовые проблемы.
Сгущающийся мрак
Есть ли у меня надежды на лучшее будущее? Ни одной. Но вместе с тем я вижу неограниченные возможности, которые стали возможны благодаря приближению кризиса. По правде говоря, статья в Financial Times o падении платежеспособности США только укрепила меня в правильности своей текущей инвестиционной стратегии.
Вне зависимости от рейтинга кредитоспособности нашей страны, люди не перестанут нуждаться в жилье, продуктах питания, бензине и одежде. Я не верю, что демократы или республиканцы позаботятся о моем будущем и полагаюсь только на свои финансовые знания. Я считаю своим личным долгом разумно вкладывать деньги в акции сильных компаний, доходную недвижимость, товары широкого потребления, драгоценные металлы и минимизировать свои налоги.
Я беспокоюсь за тех людей, которые видят, как обесцениваются на фондовом рынке их пенсионные счета, как их дома падают в цене, как снижается покупательная способность их денег по мере ослабления доллара.
Всегда есть луч надежды
Я даю этим людям финансовые знания, но я также знаю, что немногие из них хотят разбираться во всех финансовых тонкостях. И поэтому я советую покупать серебряные монеты, пока унция серебра еще стоит $25. Сегодня серебро стоит недорого, его легко купить, им легко управлять, в то время как инвестиции в недвижимость и собственный бизнес требуют развитую систему управления. К тому же существуют очень удобные индексные фонды серебра.
Серебро используется в промышленности, и по некоторым данным, в мире осталось около 10% запасов этого металла. Поэтому я думаю, что на сегодняшний день серебро представляет собой лучшее вложение капитала, даже для людей с ограниченными познаниями в финансах.
И даже когда конец близок, всегда есть луч надежды.