Когда в 2002 году вышла моя книга «Пророчество Богатого Папы», большинство финансовых газет и журналов раскритиковало ее в пух и прах, потому что я писал о приближающемся обвале фондового рынка. По иронии судьбы, многое из того, что я предсказывал в этой книге, сбывается даже раньше, чем я предполагал.
27 февраля 2007 года падение китайского биржевого индекса на 9% повергло в шок все мировые фондовые рынки. В США индекс Доу-Джонса за один день потерял 416 пунктов, что стало самым резким падением со времени открытия фондового рынка после событий 11 сентября.
Напрашивается вопрос: есть ли повод для беспокойств у инвесторов в ценные бумаги? Можно предположить, что для кого-то они есть, а для кого-то — нет.
Коррекция или обвал?
Если бы я рассчитывал на то, что доходы от ценных бумаг обеспечат мне выход на пенсию, или покроют расходы на обучение моих детей в колледже, то я бы сильно волновался. Почему? Потому что я считаю, что, даже если индекс Доу-Джонса непостижимым образом достигнет отметки 15 000 пунктов, ценные бумаги на фондовом рынке уже многие годы медленно обесцениваются.
В феврале этого года инвесторы стали свидетелями того, что объем фондового рынка сократился на $583 млрд. Многие эксперты поспешно заявили, что это лишь капля в море с учетом того, что рынок стабильно рос на протяжении четырех лет. Большинство аналитиков считает, что рынку необходима коррекция, и это действительно так.
Да и потом, последнее снижение на 3,5% не идет ни в какое сравнение с падением индекса S&P 500 на 21% в 1987 году. Согласно Business Week, полноценная коррекция рынка происходит при снижении на 10%, а для медвежьего рынка этот показатель равен 20%.
Сравнивайте яблоки и апельсины
Но почему же я считаю, что рынок обваливается, если он продолжает расти? Чтобы увидеть настоящий кризис, образованный инвестор должен сравнить яблоки с апельсинами, а не яблоки с яблоками.
Когда вы анализируете динамику индекса Доу-Джонса или индекса S&P 500, вы сравниваете яблоки с яблоками. 12 000 пунктов Доу-Джонса кажутся лучше, чем 9 000 пунктов, как и купить яблоки по 1 доллару за килограмм выгоднее, чем отдать за те же яблоки 1,5 доллара. Разница только в цене яблок, но не в их качестве.
Много лет назад мой богатый папа учил меня прицениваться к товарам, особенно если речь идет об инвестициях. Он говорил: «Ты должен научиться различать цену и ценность. Если актив растет в цене, это еще не значит, что вместе с тем растет и его ценность».
Он также говорил: «Если цены растут без соответствующего роста ценности, это, по сути, говорит о том, что актив обесценивается». И это справедливо по отношению ко всем активам, включая акции, облигации и недвижимость.
Например, если цена дома растет, то это не означает увеличения его ценности. Рост цен может просто сигнализировать о снижении ценности других активов. И если что-то теряет в своей ценности на современном рынке, так это покупательная способность американского доллара.
Доу-Джонс против Золота
Чтобы получить реальную картину ценностей, сравните индекс Доу-Джонса с ценой на золото. Когда покупательную способность Доу-Джонса сравниваешь с покупательной способностью золота, становится понятно, что индекс Доу-Джонса обваливается.
Это означает, что для среднего инвестора ежегодная норма возврата с инвестиций в ценные бумаги или паевые фонды должна быть минимум 15% только для того, чтобы опередить падение покупательной способности американского доллара, или другими словами для того, чтобы окупить расходы.
В своих предыдущих колонках я обратился к истории, чтобы сделать прогноз относительно будущего, сравнив динамику роста цен на золото и нефть. Обратите внимание на статистику:
1996
2006
Прирост в %
Нефть
$10/баррель
$60/баррель
500
Золото
$275/унция
$600/унция
118
Что дальше?
Выводы из сложившейся ситуации зависят от того, играете ли вы на повышение или понижение, а также от вашего финансового образования и опыта. Например, я слышу, как многие молодые люди говорят, что недвижимость сейчас не падает в цене. Это наивное мнение, обусловленное нехваткой финансовых знаний и опыта. Мне доводилось слышать такие же ошибочные заявления относительно акций интернет-компаний как раз накануне резкого снижения цен.
Лично я прислушиваюсь к предостережению бывшего председателя ФРС Алана Гринспена, который заявил о возможной рецессии. Я полагаю, что в случае рецессии, действующий председатель ФРС Бен Бернейк (и республиканцы в попытке удержать позиции в Белом Доме) наводнят рынок кредитами с низким процентом.
Эти меры еще сильнее ослабят доллар и приведут к возможному росту цен, а финансово необразованные люди снова поверят в то, что возросла ценность их активов — домов, ценных бумаг и вкладов в ПИФы.