Актерские методы и приемы помогут уверенно чувствовать себя не только на сцене любительского или Большого театра, но и перед доской или за столиком кафе. Попробуй!
Что тебе нужно знать о системе Станиславского Кроме того, что его неопределенно называют реформатором сцены, а 17 января каждый будущий и настоящий актер обязательно празднует его день рождения, кое-что из той самой системы надо знать обязательно. Если ты актёр, актриса (по жизни или по призванию):
1. Правда переживаний. Актер должен реально переживать то, что переживает персонаж. Должен верить, что все происходит в реальности, здесь и сейчас, а не в воображении или воспоминаниях.
2. Предлагаемые обстоятельства. Актер должен понять логику поступков персонажа, их причины и цели, не только его цель в действии, но и задачу каждого малейшего движения - «оправдать» каждый жест и каждое слово героя. Именно для этого актеры перед съемками общаются с заключенными и бреются налысо, когда есть латексные монтюры. Сейчас распространен типажный подход – когда актера подбирают под типаж. Например, нужно сыграть уютную домохозяйку в рекламе - и зовут полноватую миловидную актрису. А вот Станиславский был уверен, что настоящий актер должен уметь становиться героем, типаж которого ему не соответствует. То есть уютную домохозяйку спокойно может сыграть и мужчина, и ему поверят больше, чем настоящей домохозяйке. Нет никаких ограничений.
3. Активность действия. Главное - не изображать образы и страсти, а действовать в них. Только без аффекта! Без заламывания рук и искусственных поз. А еще на ММКФ вручается специальный приз “Верю. Константин Станиславский”. В 2012-м его получила Катрин Денев.
Правила действий Мы попытались собрать воедино разные актерские системы и вывести популярный список того, что актер должен.
- Расширять эмоциональный горизонт. Чем больше эмоций испытаешь в жизни, тем больше покажешь на сцене. Это важнейшее положение Ли Страсберга, который вместе со Стеллой Адлер и Сэнфордом Мейснером разработал Метод (The Method) - систему Станиславского по-американски. По Станиславскому актер должен искать вдохновение, правду и прочее в самой роли, а Ли Страсберг считал, что для этого можно и нужно использовать собственный опыт, вспоминая аналогичные ситуации и переживания из жизни.
- Быть внимательным, чтобы пополнять эту память. Подмечать детали окружающего мира, примерять на себя необычные повадки обычных людей.
- Учить тексты - от шекспировских монологов до одесских анекдотов.
- Работать с телом. В программу большинства актерских школ входят уроки фехтования, танцев, даже акробатики (правильно падать так сложно).
- Не допускать зажимов. Для этого есть упражнения: расслаблять и напрягать определенную часть тела или представлять себя подвешенной за крюк марионеткой - та часть тела, за которую подвесили, напряжена, а остальное как будто свисает.
- Взаимодействовать с партнером. Актеры должны чувствовать друг друга, чтобы играть гармонично и складно. Для этого - доверять партнеру. Быть открытым и добрым к миру или хотя бы заниматься парными танцами.
- Уметь слушать, понимать и любить жестокую правду о себе. Спокойно относиться к урокам, которые подкидывают режиссеры и сама жизнь.
- Меняться. «Когда будешь играть доброго, ищи, где он злой, а в злом ищи, где он добрый», - говорил Станиславский.
- Быть вовлеченным. Уметь «зеркалить», то есть представлять, как со стороны выглядит твоя игра (особое значение этому уделялось в системе Мейерхольда). Уметь «зеркалить» других - мисс мира или рубаху-парня, чтобы найти наконец себя.
- Как можно больше практиковать. Узнавать новые упражнения и часами заниматься перед зеркалом, участвовать в кастингах, устраивать уличные спектакли с друзьями, сниматься на любительскую камеру.
- Не торопиться. Держать паузу - это не только с горящим взором смотреть в зал, но и замолкать на самом интересном, сидя с парнем в кафе.
- Работать над речью. На кастинге обычно просят сделать одну из трех вещей (или сразу три): поддержать диалог, прочитать монолог, сымпровизировать. Ты и днем и ночью должен быть готов поддержать беседу, искрометно рассказать случай из своей жизни, прочитать «Курочку Рябу» как срочный выпуск новостей и изобразить влюбленного в чайник аиста.
- Больше улыбаться. При искренней улыбке глаза и щеки тоже улыбаются. И это не предел - можно улыбаться всем телом. Как и грустить. Тогда тебе поверят.
А вот эти слова Станиславский писал как будто не о сцене, а о жизни (может, это и правда одно и то же?) ■ «Ошибки большинства актеров состоят в том, что они думают не о действии, а лишь о результате его». ■ «Секрет открыт. Он в том, что нельзя долго застревать на одном, без конца повторять избитое». ■ «Чем меньше актер обращает внимания на зрителя, тем больше зритель интересуется актером». ■ «Надо уметь приспособляться к обстоятельствам, к времени, к каждому из людей в отдельности». ■ «...прежде чем начать творить, надо привести в порядок мышцы, чтобы они не сковывали свободы». ■ «Будьте на сцене еще больше дома, чем в собственной квартире».