Есть десяток способов заставить мужчину приходить с рыбалки вовремя, бросить курить и вообще быть человеком. Но ты уверена, что тебе это надо?
Управлять мужчинами нормальные девочки начинают не отходя от горшка. Это с мамой не забалуешь и будешь есть морковь, а потом учить буквы. То ли дело с отцом: достаточно немного подрожать губой - и вот ты уже на пони с мороженым в обеих руках. Навык крепнет с годами. Четверку по философии обеспечит бездонное декольте, каникулы в Испании – светлый день 8 Марта, покупку посудомоечной машины - эпидемия сухости кожи рук и немного слез. Но, добиваясь своего, мы, женщины, не всегда отдаем себе отчет, как это выглядит со стороны.
Антон Зоркин "Подозрения у меня появились не сразу. Сначала казалось, что в здоровье моей подруги вгрызается страшная болезнь. "Слышишь, как стучит сердце? Это у меня с детства", - сказала она на третьем, кажется, свидании. И приложила мою руку к своему синему свитеру. В кафе заиграли Red Hot Chili Peppers. Так, робко и застенчиво, в мою жизнь впервые вошла синусовая тахикардия. Сначала это было мило. Тахикардия находилась где-то рядом, пока мы бродили вместе по летним набережным, и лишь изредка напоминала о себе, тогда я искал свободные места на скамейках, заботливо брал за руку или бежал в киоск за холодной водой.
Со временем все изменилось: понятная, как домашний пудель, тахикардия постепенно превращалась в монстра, готового позавтракать своими хозяевами. В один из дней мы сидели на юбилее моего друга детства. Я вспоминал, как лет в шесть переоделся гномом и безуспешно пугал соседа по даче. Друг завел длинный разговор о влиянии черепашек-ниндзя на будущих банкиров. "Что-то с сердцем. Очень сильная боль", вдруг прошептала моя подруга. В ту же минуту я мужественно прервал праздник и бережно повел свою спутницу к такси. По пути домой заскочил в аптеку. Поднимаясь в лифте, чувствовал себя героем Эриха Марии Ремарка - на руках у меня трагически умирала смертельно больная девушка. Жизнь в один вечер до краев наполнилась драматическим смыслом. Дома, впрочем, подруга решительно отказалась от скорой помощи. Отвергла лекарства. Спустя полчаса без всяких препаратов недуг вдруг отступил. Чудесным образом, где-то на середине серии "Остаться в живых".
"Синусовая тахикардия - ничего опасного", - сказал доктор, которого я спустя месяц допросил в одном из кабинетов ЦКБ. Туда я отправился с подругой, чтобы понять, что происходит. К тому времени неопасная тахикардия научилась преображаться в инфаркт миокарда, инсульт и иногда, кажется, даже мимикрировать под рак. Гигантская тень какой-то страшной болезни все чаще появлялась в нашей маленькой комнате. "Почему, черт возьми, ты не ищешь работу?! Дома же совсем скиснешь", - начинал я. Розовый заяц на полке походил на брюшную часть аорты, шнур от светильника лежал на полу венечной артерией.
"Что-то с сердцем. И с животом. Сильная боль", - сообщала подруга и ложилась в углу кровати. Симптомы болезни могли проявиться в любой момент - на улице, в гостях или дома. Первое время я как-то включался в игру. Потом начал злиться. Чуть позже научился игнорировать. Отношения наши заметно ухудшились. "Я умираю", - звонила подруга. Я равнодушно заканчивал разговор и занимался своими делами.
У моего приятеля Артема была в чем-то похожая ситуация. От него несколько раз в месяц уходила любовь всей его жизни. Она собирала расчески, ортопедическую подушку и книгу Харуки Мураками "Охота на овец". Удалялась в ночь, стуча колесами зеленого чемодана. Артем бросался ее остановить. Вытаскивал из такси, ловил на автобусной остановке, догонял в парке. Когда же спутница возвращалась, мой приятель был готов на все. Он сразу же менял свое мнение по любому вопросу. Кончилось все классически - в один из дней Артем не стал останавливать подругу. Она уехала к сестре в Балашиху. Он отправился к друзьям. Пил две с половиной недели, а потом решил начать новую жизнь. Я помог перевезти вещи. "Люблю ее. Но зачем мне женщина, которая принимает меня за идиота?" - иногда восклицает Артем при встрече. Не сказать, что с тех пор он живет замечательно. Что жизнь его определенно стала веселее. Теперь у него три женщины, они приезжают в разные дни недели. А если кто-то пытается уйти от Артема навсегда, он сам вызывает такси.
Между тем я спокойно отношусь к манипуляциям - если они, конечно, не на всю жизнь. Что, в конце концов, страшного в том, чтобы уйти с важного совещания и отправиться домой, если от жены пришло сообщение: "Меня вот-вот захватят инопланетяне"? И не пойти на ужин к друзьям из-за того, что кому-то нечего надеть, а значит, жизнь не удалась и нужно плакать до глубокой ночи, тоже можно. Куда больше меня нервирует тягучее болотное спокойствие - когда то, что на люстре скопилась пыль, замечаешь быстрее, чем новую помаду подруги. Правда, в конечном итоге любые манипуляции приедаются. Тогда пластинку лучше сменить, но это, как мне показалось, часто происходит уже радикальным, хирургическим путем - примеры ищи выше.
Хотел бы я как-то разбавить этот субъективный монолог. Описать счастливые способы манипуляций. Есть же на свете девушки, которые с помощью двух емких фраз умудряются заполучить себе новый BMW, кухню из массива дуба, семьсот алых роз и штамп в паспорте. А потом жить в любви и согласии, и лучше в Италии. Тут бы я и мог упомянуть какие-то методики удачных манипуляций, тех, что принесли парам счастье. Но, извините, не могу сейчас. Живот болит. Или сердце. Я, честно говоря, еще точно не определился".
Игорь Ладанов "Зато я определился с диагнозом. Антона трогать не будем, поговорим лучше о вечно больной девушке, хотя на ее месте можно представить манипулятора любого пола и возраста - грешат подобным поведением и старухи, и мужчины в соку. Героиня рассказа даже не пыталась прибегнуть к медицинскому обследованию и решению своих проблем - а это главный показатель того, что быть несчастной, страдающей, неизлечимой ей выгодно. Например, помогает исчезать со скучных праздников.
Любители играть на чувствах близких всегда строят манипуляцию с позиции беззащитного Ребенка, требующего у Родителя спасения. Как только "малышу" отвечают заботой, волнением - все, мышка, то есть объект манипуляции, попала в мышеловку. Все эти игры ведутся только ради получения от близких определенных чувств и эмоций, которые человек не может или не умеет вызвать другими способами. А неумение всегда связано с психологическим разладом в личности, корни которого стоит искать в прошлых душевных травмах. Исправить положение можно двумя путями: при согласии манипулятора на психотерапию искать решение проблемы вместе со специалистом или перестать играть по правилам, которые предлагает кукловод. Наиболее действенный метод - перевести человека в непривычную для него роль. Например, отреагировав не как заботливый Родитель-спаситель, а как логичный Взрослый: немедленно вызвать скорую помощь - и тем самым лишить манипулятора желанного результата. Буквально пары раз будет достаточно, чтобы отнять у домашнего тирана козырь "слабое здоровье".
Нередко целью манипулятора становятся материальные ценности - в данном случае они выступают эквивалентами эмоций и чувств, которых человек не способен добиться от партнера иным способом, нежели психологический шантаж. Получение внимания и знаков этого внимания от мужчины через манипуляции с помощью ласк, нежности, секса - вполне в духе времени. И хотя обмен "мне - шуба, ему - секс" кому-то кажется честным, такие коммерческие отношения обычно заканчиваются вместе со списком подарков и преференций, которые может обеспечить партнер. Женщина становится клиенткой психотерапевтов, поскольку в итоге не смогла построить долговременные отношения, превратив мужчину в эмоционально выжатый лимон. А почувствовать разницу между словами "манипуляция" и "взаимодействие" легко: когда партнеры общаются по правилу "ты выигрываешь, и я выигрываю", они действительно строят что-то общее, а если же один человек "откачивает" из души другого нужные себе эмоции - речь идет именно об игре в Жертву и Спасителя".
Авторы Антон Зоркин и Игорь Ладанов, мужчина, сексолог и психотерапевт.