Она соблазнила многих знаменитых мужчин своего времени, про неё говорили что для того чтобы сниматься в кино ей достаточно просто стоять перед камерой и быть собой. Она создавала образы доступной девушки, простушки соседки и роковой красавицы – и это всё не обладая выдающимися внешними данными, внешне она была действительно простушкой, но как она умела флиртовать и соблазнять….
Грехи молодости В 1947 году она увидела в театре на Бродвее пьесу Артура Миллера «Смерть коммивояжера». Спектакль потряс ее. Придя домой, 21-летняя Мерилин вырвала из книги портрет драматурга и повесила в своей комнате. Теперь она мечтала играть только в его пьесах. Но стать его женой... Эта мысль не приходила ей в голову. Ее личная жизнь, как и у многих смазливых девушек, складывалась нелегко. В 16 лет по семейному сговору ее выдали замуж за служащего авиакомпании Джима Лоуэрти. Брак просуществовал недолго. Мужа забрали в армию, и Монро (тогда еще Норма Джин – это её настоящее имя) сменила семейные узы на карьеру фотомодели. На ее пути к успеху возникает череда любовников: Говард Хьюз - эксцентричный мультимиллионер, Джозеф Шенк - один из основателей Голливуда, Джонни Хайд - агент и промоутер молодых актрис, ищущих славы на «фабрике грез». Любопытно, что Шенк и Хайд были выходцами из России.
Неизвестно, кто из них и в какой мере соответствовал запросам Мерилин, но ее всегда тянуло к неординарным личностям, «отмеченным печатью интеллектуального превосходства». Потому дороги начинающей актрисы и Артура Миллера, писателя, получившего Пулитцеровскую премию, рано или поздно должны были пересечься. Первая их встреча, мимолетная и малозначащая, произошла в Голливуде на съемках фильма Джозефа Манкевича «Все о Еве», где Монро была занята в эпизоде. Они обменялись телефонами... Но кто из нас не получал визиток, о которых больше не вспоминал? Тем временем ряд удачных кассовых фильмов делают Монро самой яркой звездой Голливуда. Параллельно развивается ее роман с известным бейсболистом Джо Ди Маджио, старательно поощряемый в целях рекламы, разумеется, киностудией «XX век - Фокс». В январе 1954 года обе знаменитости, на радость всей Америке, сочетаются законным браком.
Ди Маджио явно совершил большую ошибку, взяв в жены искусительницу, тянувшуюся к интеллектуалам, но быстро сообразившую, что для остального мира главное её достоинство - роскошное тело, на показе которого можно неплохо зарабатывать. Требовавший пуританского поведения, он ревновал супругу даже к ее ролям. Последней каплей, переполнившей чашу его гнева, стал культовый эпизод из картины «Зуд седьмого года», где героиня Монро встает на вентиляционную решетку и ее юбка взлетает выше головы. Этот кадр облетел всю планету и стал рекламным брендом Монро. Ди Маджио потребовал развода.
Шипы и розы Недолго печалилась «платиновая блондинка» - в зону притяжения звезды попал куда более крупный астероид... Местом их с Миллером новой встречи, на этот раз знаменательной, снова стал Голливуд. Монро была очарована блеском его ума, Миллер нашел в ней благодарную слушательницу. «Ах, Артур так понимает мое стремление к совершенствованию», - признавалась она журналистам. Роман с Монро осложнялся тем, что драматург (выходец из еврейской семьи) имел статус женатого человека, был отцом двоих детей и строго чтил моральные устои. Однако что может быть слаще запретного плода? Поправ свои принципы, он устраивал тайные встречи с белокурой Венерой, которые раз за разом становились все желаннее, тем более что супругу, Мэри Грейс Слэттери, с которой прожил почти двадцать лет, Миллер уже не любил.
Середина 50-х – сложный период для писателя. Его драма «Тяжкое испытание», отразившая развернувшуюся в США кампанию «охоты на ведьм», навлекла на него обвинение в антиамериканской деятельности. Для дачи показаний Миллера вызвали в сенатскую комиссию Маккарти. Суд даже вынес ему приговор - год тюрьмы, который, правда, после обжалования был отменен. Пока шел процесс, Мерилин использовала свои связи (дружбу с всесильным кланом Кеннеди), чтобы спасти любимого. Ее усилия принесли плоды: Миллер пошел на разрыв с женой. Пока рассматривалась апелляция, он с Монро поселился в уединенной хижине на мысе Код. Она страстно желала родить ему сына. «Мы создадим чудо-ребенка, - мечтала она. – У него будет твой ум и моя внешность». Он отшучивался: «А если у него будет твой ум и моя внешность?» В сущности, это был их медовый месяц. Мерилин приняла иудаизм, и они сыграли еврейскую свадьбу. Все самое лучшее друг от друга они получили в этот короткий период, хотя их брак продолжался почти пять лет - это по голливудским меркам много. Почему они расстались? Наверное, все дело было в Мерилин. Она не смогла переделать себя: заполучив интеллектуала Миллера, достигла заветной цели, но не пожелала расстаться с соблазнами светской жизни и мириться с потерей любовников. Она продолжала встречаться с Ди Маджио и Джоном Кеннеди. Пресса приписывала ей и роман с Фрэнком Синатрой.
Возможно, что-то в их жизни могло бы изменить появление ребенка, которого ожидала Мерилин, но ее беременность (в который раз!) закончилась выкидышем. Несомненно, эти травмы так же разрушающе действовали на ее психику, как и пристрастие к алкоголю и наркотикам. Поначалу Миллеру льстило, что, когда он с женой приходил в театр, все бинокли фокусировались на их ложе, а не на сцене. Даже актеры, забывая свои роли, начинали смотреть на них. Но постепенно его стала раздражать роль мужа Великой Звезды. Его творческое эго просто взбунтовалось, когда в Лондоне на аэродроме фанаты сбили писателя с ног и устремились к его жене.
Английский триумф Монро закончился приемом в её честь в Букингемском дворце. Миллер тогда записал в дневнике: «Любовь?! Все, что тебе нужно, это чтобы тебе угождали. Тебе нужен тот, кто день и ночь крутится вокруг тебя, рассыпается в комплиментах, только чтобы ты лучше себя чувствовала и проснулась бы наконец от ступора после таблеток. Я для этого не гожусь! Оливье прав, ты просто занудная сучка...»
Для него приключение Когда режиссер Джордж Кьюкор приступил к созданию фильма «Займемся любовью», с главной мужской ролью возникла проблема: такие звезды, как Грегори Пек и Кэри Грант наотрез отказались работать с Монро. Ее капризы в выборе партнеров, вечные опоздания и превращение съемок в настоящую пытку для окружающих стали притчей во языцех в Голливуде. Артур Миллер на свою голову попросил сыграть эту роль своего давнего друга Ива Монтана, прибывшего в Штаты на гастроли в сопровождении своей жены Симоны Синьоре, готовившейся получить «Оскар». Монро влюбилась в Ива с первого взгляда. На церемонии вручения «Оскара» она чуть ли не рыдала от зависти к Симоне: «У нее и «Оскар», и Ив. У нее все! А что у меня?» Монро тут же забыла, что у нее - и выдающийся драматург Артур Миллер, и будущий президент США Джон Кеннеди, а ее фильм «Некоторые любят погорячее» («В джазе только девушки») уже несколько месяцев возглавлял список самых популярных картин.
Миллер, закончив дела в Голливуде, улетел домой, в Нью- Йорк, чтобы все-таки доделать для жены сценарий «Неприкаянных». Симона вернулась во Францию, а Монро и Монтан, занятые в съемках, оказались во власти своих чувств. «Мы созданы друг для друга, - говорила актриса. Артуру нужны интеллектуалки, вроде Симоны, а Иву нужна я». Она уверовала, что нашла свою большую любовь. Монтан же относился к их роману как к голливудскому приключению. И сама мысль оставить Симону казалась ему абсурдной.
Надежды Мерилин рухнули. Она металась по роскошному люксу и рыдала: «Я любила его, а он «приятно провел со мной время»! Вечно я чего-то жду, а получаю дерьмо!» И с диагнозом «нервное истощение» Монро попала в психиатрическую клинику. Пресса не преминула посмаковать подробности короткого, но бурного романа. Дошли вести и до Миллера, и это положило конец его терпению. Ему давно надоело жить с секс-символом Америки - женщиной, принадлежавшей всем и никому. Фильм «Неприкаянные», где Мерилин играла с Кларком Гейблом, вышел на экраны уже после их развода. Кстати, он оказался последним в жизни и Монро, и Гейбла (после съемок Гейбл скончался от сердечного приступа). В колоде Мерилин оставался еще один король – президент США Джон Кеннеди. Похоже, именно он и нанес ей последний удар.