Французской кинозвезде Катрин Денёв исполнилось семьдесят лет, но она по-прежнему считается символом элегантной женственности. Что скрывается за её обаянием ? Как она смогла сохранить свой благородный шарм ? В чём заключается её женское счастье ? О самом главном из уроков жизни Катрин.
Урок первый: молчание - золото Катрин появилась на свет в семье театральных актеров Мориса Дорлеака и Рене Денев, третьей из четырех дочерей. Все четыре дочки - темноволосые и хорошенькие как на подбор. Мама Катрин умерла, когда ей было восемь. Отец больше не женился. Дочек он боготворил. И Катрин привыкла слышать от него, как важна для женщины внешность. И больше всего на свете ценила свою красоту: точеный носик, огромные ангельские глаза, кукольный ротик, безупречную кожу. Она страстно желала стать актрисой, как и ее старшая сестра Франсуаза, но, в отличие от нее, вслух никому о своих планах не говорила. Зачем зря болтать? Катрин молчала, мило улыбалась, и окружающие покровительствовали ей, с виду робкой и застенчивой, продвигаться к мечте, свято уверенные, что без них она ничего не добилась бы. Пятнадцатилетняя Франсуаза за руку привела тринадцатилетнюю Катрин на съемочную площадку фильма «Котята», в котором снималась сама, и настояла на том, чтобы сестренке дали небольшую роль. Так началась карьера Катрин в кино. Немного позже ревнивая и нетерпимая Брижит Бардо на совместных съемках сочла Катрин безобидной наивной дурочкой и не только не строила против нее козней, но и подсказывала, как «войти в роль».
В чем причина успеха Люди принимали осторожность и расчетливую замкнутость Катрин за слабость, робость и скромность, не видели в ней конкурентку и охотно продвигали. Или попросту не мешали. И то, чего другие добиваются силой, Катрин частенько получала легко и без напряжения.
Вывод для тебя Не всегда надо выглядеть яркой, сильной и напористой. Используй маску мечтательной тихони в особо сложных ситуациях, потому что люди, идущие напролом, всех раздражают, а осторожные и деликатные получают поддержку.
Урок второй: бери то, что нужно, а потом уходи В Катрин отлично уживались холодная воля и нежная чувствительность. Непоколебимая воля впервые проявилась в ее романе с Роже Вадимом. Культовый режиссер, сын русских эмигрантов, урожденный Племянников, всегда носивший черные свитера под горло, деспотичный, худой и язвительный, был создателем звезд. Он придумал для Брижит Бардо образ соблазнительной полуженщины-полуребенка и вывел ее на орбиту славы. Оставил ее, женился на другой. Встретил семнадцатилетнюю Катрин, с виду податливую и нежную, как принцесса, и воспылал страстью к ней. Как мужчина и как творец. Принцесса оказалась той еще штучкой. Она переехала к нему, как только он об этом заикнулся. По меркам Франции Катрин считалась несовершеннолетней, но ее родители против романа дочки с тридцатидвухлетним мужчиной не возражали, так как знали, как делается карьера в кино. Роже взялся за огранку Катрин. Теперь никто и представить себе не может Денев брюнеткой, настолько светлые локоны соответствуют стилю «ледяной девы». Это Вадим заставил ее осветлить волосы, изменить прическу, похудеть, изящно двигаться - и подогнал девушку под эталон чарующей невинности. Он создал тот образ красавицы Катрин Денев, которым мы до сих пор восхищаемся. Но его фильмы с нею успехом не пользовались. В девятнадцать лет Катрин родила от него сына, в двадцать - решительно покинула его.
В чем причина успеха В жесткой практичности Катрин. Она видела, в чем ее выгода, и умела быть стервой: взяла от Вадима все, что он мог ей дать, и ушла, как только поняла, что он на ней не женится и в гениальном фильме ее не снимет. Катрин не попала в тиски чисто женской жалости - «ах, как он останется без меня!» или страха - «как я буду одна с ребенком?». Она использовала Вадима в качестве учителя и стилиста. И бросила, чтобы сняться в фильме Жака Деми «Шербурские зонтики», который ее прославил. Вадим на нее навеки обиделся. Но ей на него было наплевать.
Вывод для тебя Иногда приходится действовать в расчете на успех, без оглядки на свои и чужие чувства. А если начнешь жалеть, рефлексировать и страдать, то упустишь много времени.
Урок третий: разные взгляды на свадьбу - плохое начало для совместной жизни Говорят, что Катрин презирала брак. В действительности она придавала ему огромное значение и мечтала об идеальном замужестве и семье. Ее называют холодной - но под слоем льда у нее скрывалась болезненная чувствительность, которая делала ее отличной актрисой, но приносила много личных проблем. После того как отношения с мужчиной, зрелым и деспотичным, у нее не сложились, Катрин обратила свое внимание на ровесников с хорошим характером. Первый, партнер по «Шербурским зонтикам», оказался гомосексуалистом. Второй, модный британский фотограф Дэвид Бейли, подходил ей по всем статьям: он тоже мечтал о популярности, снимал революционные фотосессии для «Вога» на фабриках и крышах небоскребов, вращался в близком ей кругу режиссеров «новой волны» - Романа Полански, Луиса Бунюэля, Франсуа Трюффо, Клода Лелуша. Он безмерно восхищался женской красотой и сразу же предложил актрисе руку и сердце. Катрин согласилась. Ей ужасно хотелось быть для кого-то единственной, она потому и ребенка от Вадима завела, чтобы ощутить себя незаменимой. Денев жаждала романтики: венчание в церкви, белое платье в тол, цветы в волосах, верность и преданность до гроба, поцелуи и объятия, смех и радость. Слова - «быть вам вместе в радости и в горе, и только смерть разлучит вас» - звучали для нее музыкой. Но романтики не получилось. Шли бунтарские 60-е, и дерзкий Дэвид отверг ее «буржуазные мечты». Она выходила замуж в мэрии - в экстравагантном черном платье и черной фате. Шафером был подвыпивший Мик Джаггер, и жених, в стареньких джинсах и потертом пиджаке, давился со смеху от его пошлых шуточек. После свадьбы Дэвид продолжал пропадать на работе, флиртовать с моделями - и в то же время ревновал Катрин и злился за то, что она уезжает на съемки в Париж. Никакого семейного уюта: съемная квартира при фотостудии и ежедневные вечеринки. Никаких объятий - одни проблемы и скандалы. Он стал открыто изменять ей чуть ли не с каждой моделью, которая появлялась у него в студии. В ответ на ее негодование говорил: «У нас свободные отношения: ты - в Париже, я - в Лондоне». И Катрин навсегда разочаровалась в институте брака.
В чем причина неудачи Женщины, обуреваемые своими мечтами, теряют связь с реальностью. Катрин не обратила внимания на желание Дэвида «жениться в джинсах», отказаться от традиционного свадебного обряда. Ей казалось - это только форма: пусть в черном, зато навек. А Дэвид вовсе не собирался строить семью, он просто хотел через брак привязать к себе «прекрасную принцессу». Второй момент тоже прошел мимо сознания Катрин: они только начали свой путь к славе, были помешаны на своей карьере, а в такой ситуации никто не захочет жертвовать своим успехом ради блага второй половинки. У нее был выход: привязать его к себе нежностью, страстью, любовью, жить в Лондоне, носить мужу в студию горячий суп в термосе и отказаться от своих планов на великое будущее. Но так способна поступить только заурядная женщина.
Вывод для тебя Если мужчина предлагает тебе выйти за него замуж в черном платье и сыграть свадьбу в финской бане, хотя знает, что ты мечтаешь о белом атласном и церковных колоколах, - он никогда не будет подстраиваться под тебя и считаться с твоими интересами в семейной жизни. А если вы молоды, одинаково честолюбивы и вас обоих снедает страсть к успеху, то счастья вам не видать. В одной семье с нуля можно построить только одну блестящую карьеру.
Урок четвертый: соперничество - это страшная сила Катрин и ее старшая сестра Франсуаза были очень близки. И у каждой из них «упаковка» разительно отличалась от содержания. Похожая на ангела Катрин любила выпить, выкуривала по две пачки в день, часто меняла любовников и не признавала ограничений ни в сексе, ни в питании. Похожая на веселого бесенка Франсуаза отличалась скромностью, не пила, не курила, не заходила дальше флирта с мужчинами, а на день ей хватало трех яиц всмятку. Катрин считалась артистической посредственностью, Франсуаза - многогранным талантом, она пела, танцевала и играла в театре. Катрин стала звездой неожиданно для всех. В 1964 году обе сестры были на Каннском фестивале. Франсуаза Дорлеак представляла сложную и необычную картину - «Нежная кожа» режиссера Франсуа Трюффо, а Катрин Денев - музыкальную мелодраму «Шербурские зонтики» Жака Деми. Фильм Трюффо был холодно встречен публикой и обруган критиками, а картина Деми неожиданно получила Золотую пальмовую ветвь. Катрин вспоминает: «Контраст оказался слишком резким. Франсуазе было больно, и ее страдания отравили мою радость». Франсуаза завидовала «легкой» славе младшей сестры. Чтобы наладить отношения, в 1967-м они вместе снялись в мюзикле «Девушки из Рошфора». А через несколько месяцев двадцатипятилетняя Франсуаза на своем «рено» попала в аварию по дороге в аэропорт Ниццы. Двери заклинило. Машина вспыхнула. И Франсуаза погибла в огне. Хоронили ее в закрытом цинковом гробу.
В чем причина успеха Катрин всегда соперничала со старшей сестрой. И благодаря соперничеству двигалась вперед. Смерть сестры нанесла ей двойной удар: она лишилась не только близкого человека, но и путеводной звезды. Катрин казалось, что она неким невероятным обманом присвоила себе славу Франсуазы и тем самым подтолкнула ее к гибели. Катрин избавилась от вины необычным образом: стала доказывать себе, что не менее талантлива, чем умершая сестра, и имеет право на успех. Она завела роман с возлюбленным сестры, режиссером Франсуа Трюффо, снималась, подобно ей, в новаторском кино, бралась за самые необычные роли. И только через тридцать лет поняла, что достигла реального успеха, написала про сестру книгу и отпустила ее призрак с миром.
Вывод для тебя За любым великим успехом всегда скрывается какая-то боль. Счастье нас не толкает вперед - оно заставляет наслаждаться текущим моментом. И прежде чем завидовать кому-то, достигшему вершины, подумай, что за проблема кусала его за пятки и гнала вперед.
Урок пятый: идеала не бывает- чтобы получить нужное, приходится идти на компромисс В 1970 году двадцатисемилетняя Катрин снималась в фильме вместе с сорокадевятилетним Марчелло Мастроянни. Она переживала развод с мужем и разрыв с любовником Франсуа Трюффо, была погружена в свои неприятности. Мастроянни только что расстался с американской звездой Фэй Данауэй. Ему срочно требовалась новая любовь - страстный итальянец не мог без нее быть счастливым. Холодная отстраненность Катрин оказалась для него вызовом. Он решил ее покорить и окружил таким теплом, что она первый раз в жизни оттаяла и дала волю своим чувствам. Ее пленили его легкость и полное отсутствие у него всяких заморочек. Марчелло любил как дышал - непринужденно, без самоутверждения и без комплексов. Он удовлетворял обе половины души Катрин: как рациональную - был чертовски знаменит, и роман с ним прибавлял ей славы, так и романтичную - такой веселый, так красиво ухаживает! Ради него она научилась готовить фасоль тридцатью разными способами и стала меньше сниматься. Мастрояннп подарил ей роскошную виллу в Ницце. Счастливая Катрин в ответ вручила ему ключи от шикарного автомобиля. Влюбленный Мастроянни договорился с женой о разводе. И сделал Катрин предложение. Но Катрин, наученная горьким опытом, поставила ему условия: пусть он откажется от позорящих ее интрижек на стороне - а заодно от дешевых сигарет и манеры орать и жестикулировать. Марчелло расстроился и на развод с женой не подал. Но остался с Катрин, и она родила ему дочку Кьяру. Марчелло на радостях сделал то, чего от него никто не ожидал: снял квартиру в квартале и переселился в Париж. И опять предложил Катрин руку и сердце. Катрин колебалась. Мастроянни поразился: он же любит и ее, и дочку - чего же еще от него требовать? Какая такая верность? Разве не за легкость и отзывчивость она его полюбила? Какого еще рожна ей надо?! Катрин возмутилась: «Пора прекратить этот фарс!» - и велела Мастроянни уйти. Она рассчитывала, что он вернется. Но Марчелло ушел навсегда. В конце концов, у него была жена, которую он называл верным другом, и их общая дочка. И пять последующих лет Катрин - в одиночестве - навещала парижский Латинский квартал. В парике и темных очках она бродила по узеньким улочкам и предавалась воспоминаниям. Когда в 1996 году Мастроянни умирал, Катрин и их дочь были у его постели и приняли его последний вздох.
В чем причина неудачи В стремлении Катрин к идеалу и надежным гарантиям. Она жаждала идеального брака с идеальным партнером и любви до гроба. А Марчелло был далек от идеала, он всего-навсего мог составить ее счастье - безо всяких гарантий на «вечную преданность». Хотя, по сути, оказался единственным мужчиной, который любил ее всегда.
Вывод для тебя Выбирай в любимом человеке главное и пренебрегай второстепенным. И всякий раз во время скандала или приступа раздражения напоминай себе, за что ты его полюбила. К досадным мелочам мы привыкаем. А что считать мелочью - разбросанную в коридоре обувь, упрямство или мимолетные измены, - зависит только от нас.
Урок шестой: правило парных случаев: то, что в первый раз происходит как трагедия, повторяется как комедия После разрыва с Марчелло Мастроянни, самым красивым мужчиной Италии, Катрин решила найти утешение в объятиях самого красивого мужчины Франции и попросила режиссера фильма «Полицейский» пригласить на главную роль Алена Делона. Делон сразу согласился принять участие в съемках. И принялся ухаживать за Денев. Они провели несколько безумных ночей в отеле. Но через месяц из случайно подслушанного телефонного разговора Катрин узнала унизительную правду: Делону заплатили за то, чтобы он ее обольстил, так как любовная история между мегазвездами стала бы лучшей рекламой фильму. Катрин была оскорблена: создатели фильма договорились с актером и отвалили ему за обольщение кругленькую сумму, а ей не предложили ничего - радуйся сексу и целуйся бесплатно. Катрин расстроилась, сыграла из рук вон плохо, и фильм получился неудачным. Шли годы. Обида утихла. Но до сих пор Катрин повторяет в своих интервью фразу о том, что Ален Делон отвратительно целуется.
В чем причина неудачи Катрин полагала, что ее красота является бесценным призом для любого мужчины. А Делон вернул ее на землю: это он - приз для каждой женщины. Сниматься с Катрин он согласен. Гонорар за фильм его устраивает. А на секс он не подписывался: добавьте пункт в контракте, оплатите - и тогда пожалуйста.
Вывод для тебя Целых два. Первый: не все мужчины нас хотят. И с этим фактом ничего не поделаешь. Как бы ты ни была хороша собой, всегда найдется тот, кому твои прелести глубоко безразличны. Не переживай, забудь о нем и не позволяй подобной мелочи портить прекрасное кино твоей жизни. Второй: если у тебя случилась серьезная неприятность, а ты ее не обдумала и не сделала выводы - через короткое время она повторится как напоминание о том, что из каждого урока надо извлекать пользу.
Урок седьмой: образ - это больше, чем талант и красота Во Франции обожают проводить опросы: у кого из актрис самые чувственные губы, самый красивый бюст или томные глаза. Ни разу губы, грудь и глаза Катрин не удостоились первого места. Но в ответ на вопрос: «С какой актрисой вы бы хотели провести ночь, поужинать или поехать в путешествие?» мужчины десятилетиями отвечали: «С Катрин Денев!» Катрин вообще-то играет средне. Бывают актрисы и получше. Это Фанни Ардан царит на театральных подмостках, а Катрин боялась публики и всегда театра избегала. В 2009 году на фестивале в Тоскане она в первый и последний раз вышла на сцену, чтобы читать рассказы, и зал ее освистал. И тем не менее Катрин - мегазвезда, а Фанни Ардан - нет. Катрин гениально обыгрывает образ элегантной, уязвимой и хрупкой женственности. Она говорит мало и только то, что соответствует ее образу.
В чем причина успеха Для того чтобы стать звездой, не надо быть Сарой Бернар. Требуется создать великий образ - чтобы человек смотрел на звезду и восхищался, трепетал от желания или обожания, чтобы мужчины хотели с нею переспать, а женщины — стать на нее похожей. И Катрин гениально обыгрывает образ элегантной, уязвимой и хрупкой женственности. Она говорит мало и только то, что соответствует ее образу. Сорок три года она дружила со знаменитым модельером Сен-Лораном. И до сих пор одевается в его стиле: очень сдержанно, не более трех цветов в наряде, она носит изящные юбки, чья длина «играет с коленом». Блузки или жакеты - только со скромным декольте, ведь элегантная женщина не позволит себе вульгарный глубокий вырез. Вечером Катрин может надеть открытое платье, отделанное дорогим кокетливым кружевом. В неформальной обстановке носит уютные свитера с высоким горлом. Туфли на каблуках обязательны во всех случаях!
Вывод для тебя Создай свой образ. Придумай себе девиз. Сочини из фактов своей жизни интересную историю - и учти, что проверять тебя никто не будет. Подбери к истории одежду и прическу. И не бойся погрешностей против хорошего вкуса. Шанель говорила: «Лучше плохой вкус, чем никакого!» Вырази себя - и станешь звездой, по крайней мере – своего офиса или города.
Урок восьмой: чтобы стареть красиво, нужны чувство меры и хороший хирург Катрин Денев часто приводят в качестве примера «красивого естественного старения» и восхищаются, как замечательно она выглядит в свои семьдесят лет. Только в одном интервью она упомянула, что ее внешность - заслуга врача-специалиста по эстетической медицине. Во всех остальных категорически отрицает всякое хирургическое вмешательство, что понятно: она же богиня - а богини под скальпель не ложатся, они особенные, у них другая, не совсем человеческая природа. Однако пластические хирурги утверждают, что Катрин и нити золотые под кожу ставила, чтобы укрепить ее каркас, и подтяжки регулярно делала, и веки оперировала. А эффект от ботокса и наполнителей вроде гиалуроновой кислоты виден на ее лице даже непрофессионалу - лоб чистый, губы пухлые, носогубные складки разглажены, скулы подчеркнуты.
«Когда-то я прочитала мемуары Брижит Бардо. Ей было лет шестьдесят, и она уже лет двадцать жила в окружении кошек и собак, этакой отшельницей. До сих пор не могу забыть чувство омерзения и гадливости. В сорок лет добровольно отказаться от жизни можно только в одном случае - если уходишь в монастырь. А иначе это глупо и противоестественно. Впрочем, у нее было суровое детство, возможно, запреты сыграли свою роль в том, что она превратилась в мизантропа, которого не интересуют люди. Я предпочитаю жить и, да-да, ходить на свидания, а не тратить время на их описание».
В чем причина успеха: В чувстве меры, которое позволяет ей проводить омолаживающие процедуры без стремления превратиться из старушки в девочку. Обычно мы говорим: «Ах, она сделала подтяжку от морщин», когда видим слегка окосевшее, как у зайца, лицо очередной звезды с растянутыми в стороны от дефицита кожи на лице губами. А свежесть и приятную моложавость объясняем отличным отдыхом, чудом и наследственностью. На самом деле если эффект подтяжки заметен - она неудачна. Если операция удалась, окружающих точит сомнение: «Ну не может женщина в такие годы так замечательно выглядеть!» - но вопиющих следов «пластики» они не видят. Катрин выбирала хороших специалистов, которые отличаются от плохих тем, что не стараются любой ценой угодить пациентке, а профессионально оценивают ее внешность и свои возможности и ценят не столько деньги, сколько качественный результат.
Вывод для тебя Эстетическая медицина - та область, в которой железно работает правило: лучше «недо», чем «пере». Что бы ты ни решила предпринять - ему надо следовать. Недоподтянула овал лица и веки - остались второй подбородок и морщинки. Переподтянула - кожа как пергамент, глаза не закрываются, выражение лица безумное. Мало гиалуронки в губах - все равно ты выглядишь как женщина. Много - как карп.
Урок девятый: интеллект и хорошие манеры как залог достойной старости Больше всего на свете Катрин Денев боится превратиться в подобие стареющей Брижит Бардо. И все силы прикладывает к тому, чтобы не повторить ее судьбу. Она приветлива и не говорит людям гадости. Не сплетничает и хранит при себе тайны своей личной жизни. Не предает близких и поддерживает своего старинного друга Жерара Депардье, несмотря на то, что он ведет себя странно - много пьет, скандалит, ругает Францию и живет в эмиграции. Она сохранила добрые отношения с детьми. Дочка Кьяра повторила ее судьбу: стала актрисой, родила двоих детей от разных отцов, замуж так и не вышла, часто спорит с мамой, но уважает ее - как и сын, который тоже снимается в кино. Сейчас Денев живет в своем доме в Нормандии. Подобно Брижит Бардо - одна, в окружении животных: пять кошек, гуси, овцы, индюки и осел. Но, в отличие от Бардо, ее навещают дети и внуки, она все еще хороша собой и принимает у себя любовников. Ее приглашают сниматься в кино, и она не ставит крест ни на личной жизни, ни на карьере.
В чем причина успеха Катрин достаточно умна и образованна для того, чтобы справиться с плохим настроением с помощью силы воли, книг и музыки. Она умеет владеть собой и скрывает вспышки тоски по ушедшей молодости, не выпячивает свое одиночество и понимает: любовь к жизни и приветливый нрав способны удержать возле нее близких и привлечь новых друзей.
Вывод для тебя Сколько бы тебе ни было лет - от одиночества тебя спасет простая истина: искренне радуйся жизни, говори людям приятное и не ной. Может, в кино тебя сниматься не пригласят, но друзья найдутся. И еще. Катрин Денев считала, что женское счастье невозможно без молодости, красоты и надежды на будущее. Шанс проверить будет у каждой из нас.