Будем ли мы через 10 лет выходить замуж ? А вклюбляться и создавать семью ? О будущем брака и прочих социальных институтах.
Читаем в новостях: в Англии женщина вышла замуж за музыкальный центр, а в Германии мужчина женился на своей 15-летней кошке. Конечно, эти союзы были заключены неофициально, но тем не менее — публично. Не странно ли это? Наверное, немного более странно, чем 12 свадеб одного нашего соотечественника (журналиста, между прочим, который влияет на умонастроение масс людей) который не ленился бежать в ЗАГС каждый раз, когда одна страсть угасала, а другая только занималась.
Бесспорно, у всех этих персонажей отношение к браку весьма своеобразное. Но это уже не шокирует: по фасаду традиционного института побежали торопливые трещины. Впрочем, процесс этот начался довольно давно. Были же древние времена, когда брак по любви казался людям чем-то фантастическим и даже нелепым. Только родительская воля, только хардкор. Объединялись семьи, капиталы, хозяйства, любовь же оставалась в стороне, и узаконить вспыхнувшее чувство удавалось единицам. Множество семей образовывались по принципу «стерпится — слюбится», нарушая при этом законы природы, неспроста все же подарившей людям влюбленность и взаимное притяжение.
По сравнению с разлученными влюбленными прежних времен современные люди — настоящие счастливцы. Хотим — по любви замуж выходим, хотим — женимся по расчету. Хотя человечество столетиями шло к тому, чтобы браки по любви стали обыденностью. Но обязателен ли брак для существования семьи? Мама и ребенок — это уже семья или еще нет? В России многие женщины сознательно выбирают роль матерей-одииочек. Получив негативный семейный опыт — в детстве или в первом замужестве, они оставляют попытки найти любовь и принимают решение растить детей самостоятельно.
Наши демографы, подсчитывая количество детей, рожденных вне брака, склонны закатывать глаза, ибо таковых в России около трети. Но кого это сегодня смущает? Кстати, Леонардо да Винчи, Вильгельм Завоеватель, Джек Лондон, Афанасий Фет, Корней Чуковский и Софи Лорен были внебрачными детьми.
К однополым семьям сейчас приковано слишком много внимания. Однако же полигамный, гостевой, временный, партнерский браки уже существуют. Кто знает, может, не дай бог найдется место и однополому. А ведь у однополых пар не может быть своих детей, поэтому они стараются забирать чужих. И общество в западных странах им в этом содействует, вводя ювенальную юстицию — шлёпнул своего ребёнка, приехала полиция, ребёнка отобрала и отдала в приют, где его потом усыновляют однополые пары. И это там законно, всё там по правилам.
Человеческие отношения всегда сложнее и разнообразнее, чем прописано в правилах. И правила никогда не успевают за отношениями. По большому счету, на свете столько же видов брака, сколько существует семей. Осталось только понять, к чему ведет разнообразие?
Американский историк и писательница Стефани Кунц пишет в своей работе «Будущее брака», что в развитых странах брак утрачивает первостепенную роль в социальной и личной жизни. Повышается средний возраст пар, решивших пожениться, а значит, увеличивается и процент взрослых, не состоящих в браке или не заключивших его официально.
Она также приводит интересную статистику по ситуации в Италии, Сингапуре и Японии. В этих странах с казалось бы сильными семейными традициями увеличивается процент женщин, вовсе не желающих выходить замуж и рожать детей.
Все говорит о том, что у человека резко повысился интерес к самому себе и потреблению товаров. Если раньше законное обретение любимого считалось идеалом счастья, то сегодня семья больше не столп общества, а маленькое комьюнити добровольно сосуществующих людей.
Вслед за материальным комфортом на первое место стал выдвигаться комфорт душевный. И тут мы оказались на развилке двух дорожек, ведущих прямиком в грядущее. Люди с дефицитом любви, нуждающиеся в бескорыстной заботе, понимании и прочих сугубо родительских проявлениях чувств ждут, когда же умные инженеры и программисты создадут прекрасного человекообразного робота. Или хотя бы операционную систему для личного пользования, прямо как в фильме «Она» Спайка Джонза. И то и другое было бы им очень кстати, потому что питало бы любовью, не требуя ничего взамен. Да и что может дать взамен человек с дефицитом любви?
Не исключено, что уже лет через двадцать союз с эдакой штуковиной роботом для любви станет реальностью на западе и нормальные женщины будут проигрывать ему.
А пока некоторые мужчины на западе и в Японии живут, например, с... куклами. Датский фотограф Бенита Маркуссеп даже недавно посвятила им масштабный проект под названием Men and Dolls.
Вторая дорожка в будущее выглядит более протоптанной. Этот путь гораздо естественнее и надежнее, хоть и требует усилий не от изобретателей гаджетов, а от самого искателя душевного комфорта и счастливой любви. Уже сегодня в ходу многие психотехники и виды психотерапии, помогающие человеку наладить отношения прежде всего с собой. И, как следствие, начать по-новому общаться с окружающими, включая собственных детей. У последних, в итоге, повышается шанс повзрослеть без зияющих дыр в душе.
Кстати, о потомстве. Футурологи настаивают на армиях клонов или детях, выращенных в инкубаторах. От всего этого веет кафельным холодком. Успокаивает, что пока люди в России продолжают рожать детей. Мало того, женщины научились быть суррогатными матерями и рожают ребенка не только для себя, но и «для того парня».
Массовое клонирование в ближайшие десятилетия нам вряд ли грозит - в этом просто нет необходимости на планете с населением более 7 миллиардов. И раз в будущем мы станем более осознанными, то деторождение утратит стихийность, а дети окажутся желанными.
То, как все сложится дальше, зависит не только от прогресса или чьей-то злой или доброй воли. Каждый день общаясь с детьми, транслируя им свои чувства, любовь или недовольство, мы создаем картины настоящего и будущего. Стоит почаще напоминать себе, что ребенок вырастет и ему станет доступно гораздо больше, чем нам. Не исключено, что лет через двадцать наши дети отправятся в свадебное путешествие на Луну. Представьте, какими новыми красками тогда заиграет для нас Полнолуние! Рождество все ближе, и надежды на лучшее снова оживают. Дело за малым - превратить их в уверенность.