spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
Главная arrow Развитие личности arrow Лидерство arrow Создание народной любви к Вождю

Создание народной любви к Вождю

(1 голос)

криптовалюты

И сегодня, в России, много народа обожают товарища Сталина, более того, многие его обожают - выходит что не только страх, заставляет людей почитать своих вождей, но что же ещё ?
По мнению особенно ностальгирующих, все дело в «народности» вождя, заботе о простых людях, а главное, конечно, в «справедливости» - высшем благе для среднестатистического обывателя. Так, известный российский публицист, ректор Санкт-Петербургского аграрного университета Виктор Ефимов считает, что любовь народа к Сталину связана с тем, что он реализовывал особую «концепцию справедливости», внедряя в жизнь политику большевизма, которая ориентирована на интересы большинства.
Сталин в красных оттенках

По-видимому, за ту же политику «народной справедливости» немцы боготворили Гитлера. Куда бы ни приехал фюрер - будь то Восточная Пруссия или Гамбург, Саар, Бавария или Австрия, - люди тысячами собирались на улицах в ожидании встречи с ним, иногда простаивая на морозе, под дождем или в зной многие часы. Когда он, наконец, приезжал, толпа скандировала «Хайль!» - и каждый непременно желал пожать ему руку. На все это уходило несколько изнурительных часов, поскольку никто не хотел уйти не коснувшись «гения» национал-социализма. Да и сам Гитлер всегда был счастлив получить очередную порцию народной любви, особенно любил он общаться с детьми, которые приносили «дяде Адику» цветы.

20 апреля, в день рождения фюрера, во всей Германии наступал настоящий праздник. Школьников освобождали от учебы, чтобы они тоже могли поприсутствовать на большом параде. Уже с середины ночи на площади Вильгельма скапливались толпы, ожидающие главного нациста: каждый хотел первым пожелать ему счастья. Помимо этого Гитлера ждали десятки тысяч писем с поздравлениями изо всех уголков страны - он едва успевал прочесть лишь небольшую часть из них, до следующей годовщины своего появления на свет.

День рождения другого диктатора - Ким Ир Сена и сегодня празднуется жителями КНДР как «день Солнца». Все корейцы, достигшие совершеннолетия, до сих пор обязаны носить значки с портретом «Солнца нации». Те же изображения белозубого вождя помещаются во всех жилых и служебных помещениях, в вагонах метро и поездов - в общем, везде, где только попадается пустующее место, пострадали даже ни в чем не повинные склоны прекрасных корейских гор. По всей стране ставятся памятники только Ким Ир Сену и его родным. Изучение славной биографии «Железного Всепобеждающего Полководца» начинается в детском саду и продолжается в школах и вузах, а его нуднейшие труды заучиваются корейцами наизусть на специальных собраниях. Дети в детских садах хором благодарят вождя за свое счастливое детство...
Вероятно, предчувствуя приближающуюся кончину, «Вечный президент КНДР» (так звучит его официальный титул) начинает готовить преемника - своего сына Ким Чен Ира, учредив в стране нечто вроде монархии. Слабые протесты высших чиновников привели к исчезновению последних. И в 1980 году довольный Ким Чен Ир был провозглашен официальным наследником своего отца. Пропаганда тут же бросилась восхвалять его сверхчеловеческую мудрость с ожесточенной силой - ровно с той, с какой она раньше воспевала только деяния Ким Ир Сена.

Западные СМИ предполагали, что очередной «Ким» - Ким Чен Ын, сын Ким Чен Ира и внук Ким Ир Сена, разделит власть со своим дядей Чан Сон Тхэком. Стоит ли говорить, что «гений среди гениев» и «блистательный товарищ» Ким Чен Ын допустить такого никак не мог. Поэтому 11 декабря 2013 года растерянного дядю под руки вывели из зала политбюро Трудовой партии Кореи. Его обвинили в попытке государственного переворота, коррупции, развратном поведении, контрреволюционной деятельности и употреблении наркотиков. Приговор- смертную казнь - привели в исполнение уже на следующий день. После чего, кажется, корейский народ стал еще больше славить своего нового вождя.
Что же заставляет людей обожать своих тиранов? Почему они оправдывают их деяния, а иногда и совершают самые ужасные зверства вместе с ними?

О силе
Для русских женщин «сила» является одной из основных характеристик идеального мужчины, - говорит известный петербургский психоаналитик Дмитрий Ольшанский. Чем сильнее мужчина, тем он привлекательнее - таково заключение социологов, исследовавших предпочтения наших соотечественниц. Само по себе это симптоматично: женщины ищут в своем спутнике в первую очередь не любви, не понимания, не родства, не близости, а именно силы. Как будто наше общество находится в состоянии войны всех против всех, поэтому сила является первостепенной функцией человека для выживания. Это объясняет многие социальные явления в нашей стране. Поэтому неудивительно, что тирания в менталитете русских людей является показателем силы и выступает, скорее, как положительная черта.

Стоит ли удивляться тому, что и наиболее популярны в народе именно те правители, которые пролили больше крови, вне зависимости от их достижений. Например, в топ-10 национальных героев России тираны попадают гораздо чаще, чем реформаторы. В этот список почти всегда входит Иван Грозный, однако большинство респондентов либо затрудняется ответить, что именно сделал этот монарх для страны, либо приписывают ему заслуги совершенно иных правителей: объединение русских земель, первый царь, покончил с татаро-монгольским игом.

Зигмунд Фрейд описал феномен идентификации с агрессором. Он представляет собой защитную реакцию психики, которая предпочитает отождествиться с образом врага, слиться с ним, тем самым оставшись для него незамеченным и сохранив себе жизнь. Предтечи этого механизма, конечно, нужно искать в мимикрии среди животных, в частности, насекомых, когда, к примеру, муха-жужелица приобретает поперечные полоски на брюшке, мимикрируя под осу. Осы принимают муху за одну из себе подобных и не трогают.
Аналогичным образом работает и идентификация с агрессором: за «любовью» к тирану стоит страх и желание мимикрировать под своего, слиться с образом тирана, чтобы остаться не узнанным. Можно предположить, что любовь русских к силе и мимикрия к тирании являются просто условием выживания. Вспомним, что в российской истории почти не было периода, когда бы страна ни с кем не воевала: за последние тысячу лет Россия находилась в состоянии войны более 900 лет, то есть 90% времени русские гибнут в войнах. Это не считая внутренних репрессий, в которых за последний век государство потеряло миллионы человек. Неудивительно, что в таких условиях выработался специфический механизм выживания, проявляющийся в любви к тирании и раболепстве перед силой.

Тирания - это защита
Любовь Заева, психоаналитик, специалист Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии: В психике каждого отдельного человека сохранена некая историческая память, архетипические комплексы, этакие своеобразные «файлы» с информацией и переживаниями, которые были свойственны еще древним людям. И в своей любви к вождю-тирану современный человек подобен древнему примитивному человеку, который обожествлял своего вождя и приписывал ему всемогущество.

Всемогущество - это то, чего так внутренне желает человек из массы. Как ребенок, он хочет  видеть максимальную силу своего вождя-Отца. В древности вождем чаще всего становился  самый сильный и лучший воин, то есть обладающий повышенной природной  агрессивностью. Племя ожидало, что он будет максимально кровожаден по отношению к чужим и справедлив к своим.

Тоже мы наблюдаем и в современной истории. Все те же архетипические моменты. Коллективное бессознательное воссоздает их снова и снова. Этакий коллективный невроз. Через магические действия, ритуалы, некое особенное поведение невротик хочет заслужить благосклонность высших сил, получить защиту. В том числе и лидера. А если в эту схему добавляются паранойя и мазохизм, то чем больше будет показано подчинения лидеру-Отцу, тем больше надежда на успокоение.

Итак, масса хочет Тирана, потому что в коллективной фантазии он более агрессивен, то есть эффективен против врагов. Он Тиран-защитник. Тирана и боятся, и желают. Эта амбивалентность чувств объясняется самой теорией неврозов.

Если мы имеем неприемлемые, но сильные желания (например, власти, удовольствия от  поражения кого-то), они вытесняются. Либидо, то есть энергия, которая наполняет эти  желания, превращается в страх. «Я боюсь Тирана, но я на самом деле в глубине души хочу  быть подобным ему». «Я не вижу тирана в себе, но хочу видеть тирана в другом». То есть  Тиран-лидер - это проекция на одного человека запрещенных желаний людей из массы.

Фанаты Гитлера тоже хотели бы иметь его власть, организаторские способности и  разрешение на кровопролитие, на мощный выплеск агрессивных импульсов.

Чем больший тиран у власти - тем больше желания агрессии вытеснено в подчиненной массе. Через ритуалы, подчинение масса желает стать ближе к тирану, заслужить его благосклонность, как слабый ребенок пытается заполучить силу отца через сопричастность с ним. И чем больший тиран приходит к власти и остается у руля, тем в большем регрессе находится подчиненная ему масса.

Если есть тирания, значит, это кому-нибудь нужно?
Вопрос, с одной стороны, очень сложный, так как нужно учесть большое количество переменных, а с другой - крайне простой, говорит Павел Горюнов, социолог, начальник сектора анализа молодежных субкультур санкт-петербургского ГБУ «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ». Как социолог могу сказать следующее: все подробно и превосходно описано в работе Теодора Адорно «Исследование авторитарной личности». Сам же не очень хочу вольно пересказывать мысли классика, выдавая их за свои, да и вообще - цепляться за  социологическую теорию в данном случае смысла не вижу.

Моя личная позиция выражается в одной фразе: «А за что их не любить?» Наверное, на  первый взгляд звучит цинично, но спешу заверить, что я человек аполитичный и отношусь к  тоталитаризму как к одной из форм правления, не более.

Поясню мысль: тоталитарный лидер и его режим не появляются из воздуха или случайно, этому предшествуют политические, экономические и социальные предпосылки. Они всегда безусловны: если в определенном государстве появился диктатор, значит, на данном этапе развития ничего иного быть и не могло. Далее, авторитарный лидер, или, как часто говорят, «тиран», всегда достаточно четко и ясно формулирует единую и, что важно, простую цель, к которой ведет государство. Ведет так, как считает нужным, проливая реки крови, но для населения цель, безусловно, важнее.

Если без эмоций и морализма обратиться к любой «тирании», «на бумаге» население от этого только выигрывает: расширение границ государства, научный и технический прогресс, рост авторитета в мире и многое другое чаще всего являются спутниками авторитарности. Примеры из отечественной истории: Иван Грозный, Петр Великий - оба были безусловными тиранами, но при их правлении государство интенсивно развивалось.

Пример Германии времен Адольфа Шикльгрубера еще более показателен - с точки зрения науки и техники государство безусловно было передовым в Европе. И самое важное: наиболее широкие слои населения не видят и не чувствуют «тирании», для них лидер - это «отец», пусть злой, строгий, требовательный, жестокий, но «родной», который хочет им добра.

Более того, тоталитарный лидер всегда выступает за наиболее широкие слои населения, а тирании подвергается меньшинство (это, конечно, большое количество людей, но относительно всего населения — меньшинство, на ум приходит крылатая фраза Сталина о смерти миллионов). Также необходимо подчеркнуть, что после смерти тирана именно выжившее меньшинство (или победивший враг) занимается «развенчанием культа» (как бы он ни назывался), а широкие слои населения безропотно соглашаются, так как видят новую цель.

Не думаю, что это предательство, просто от «любви до ненависти один шаг».
Таким образом, образуется цепь: безусловные причины тоталитаризма - интенсивное развитие государства - тирания по отношению к меньшинству - развенчание культа этим  меньшинством. Проверяя правомерность этого заключения, следует обратиться к сталинской  эпохе:
    1) молодое советское государство и специфика политической борьбы середины 1920-х годов не могли обойтись без восхождения «тирана».
    2) единая цель - построение нового, счастливого, справедливого строя.
    3) неоспоримый научно-технический прогресс.
    4) чаще всего репрессиям подвергалась «старая элита», которая, безусловно, была меньшинством.

И наконец, при тоталитарном режиме самым важным является единый символ, которым и выступает лидер. Если угодно, условный. Сталин - это не просто личность и правитель, это символ - бренд, идея. 99,9% населения в глаза его не видели, но все о нём знали, боялись и обожали, поскольку бренд был так сконструирован.

Так что ответить на вопрос «За что же не любить тиранов?» я не могу. Почему? Потому что я не учел моральной составляющей, оценок потомков. Большое видится издалека, массово  оценить степень жестокости и кровавости определенного лидера можно только после завершения этапа его правления.

Следовательно, логичным и простым выглядит как раз-таки феномен любви населения к  тирану. Современный европеец, безусловно, назовет Ким Чен Ына тираном, но житель  Северной Кореи с этим никогда не согласится - не из-за страха или глупости, а по  представленным выше причинам.

В заключение хотелось бы всем заинтересованным в данной тематике посоветовать фильм Денниса Ганзеля «Эксперимент 2: Волна», в котором очень красочно и понятно показан феномен тоталитаризма.

Автор Фадеева Ольга, экперты Ольшанский Дмитрий(психоаналитик), Заева Любовь(психоаналитик), Горюнов Павел(социолог)

Читайте ещё
Как стать лидером
Шарль Де Голль президент Франции
Иван Грозный биография
Ришелье


  
 
« Пред.   След. »
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
Републикация наших статей разрешается только при указании активной ссылки на наш сайт