Ни один предприниматель не застрахован от неудач. Почему одни после кризиса навсегда уходят из бизнеса, а другие практически на пустом месте тут же начинают строить новый?
«Нужно было разойтись спокойно» Две недели Борис Тетерев лежал на диване и смотрел в одну точку на потолке, чем очень беспокоил свою жену. Сегодня он президент успешной компании Musa Motors, а тогда переживал разорение своего первого бизнеса – универсального магазина, который он открыл на пару с приятелем в 1989 году.
– Это был довольно успешный бизнес – еще до открытия около входа скапливалась большая очередь, – вспоминает Тетерев. – Но в 1990 году товары в нашем магазине многим стали не по карману, и очередь заметно поубавилась, а потом и вообще исчезла. Бизнес развалился. Одновременно между мной и партнером возник конфликт: мы не смогли договориться по поводу развития нашего бизнеса. Я ушел, оставив все активы партнеру. Сейчас я понимаю, что если уж я принял такое решение, то нужно было разойтись спокойно, по крайней мере, все поделив. Но конфликт был настолько сильным, что импульс все бросить и уйти поборол здравый смысл. В довершение ко всему из-за павловской реформы деньги обесценились. И те немногие средства, которые у меня остались к тому моменту, превратились в пыль. Не осталось вообще ничего, кроме стен дома, который я начал строить.
Кризис отнял у меня много сил, постоянное напряжение дало о себе знать. Наверное, ничегонеделанье было защитной реакцией организма на стресс или своего рода медитацией. В тот момент мне это очень помогло. Лежишь на диване, смотришь в потолок, ни о чем не думаешь, а потом возвращаешься в реальность и обнаруживаешь, что в твоей голове родились очень интересные и полезные мысли и идеи.
Я читал книги известных философов и психологов, биографии великих людей – все это вдохновляло меня на новые свершения и придавало энтузиазма.
Жизнь не остановилась, и я понял, что надо что-то делать дальше. И точно знал – несмотря ни на что, смогу начать все сначала. Так и произошло. Примерно через полгода я открыл новый бизнес – занялся торговлей, в том числе и продажей машин. Из этого бизнеса впоследствии выросла моя нынешняя компания.
«Я не понимал, что делать дальше» Свою нынешнюю компанию «РоКОЛОР» Владимир Самохин основал практически сразу после разорения предыдущего бизнеса. Из-за кризиса 1991 года крем для рук, который выпускала его фирма «Дакота», стал никому не нужен.
– У людей не было денег даже на самое необходимое, не говоря уже о косметике. Продукцию «Дакоты» просто перестали покупать, и уже в октябре мой кабинет почти до потолка был забит коробками с кремом, – вспоминает Владимир Самохин. – Пришлось срочно останавливать производство. Ситуацию усугубляло то, что мы, как и многие российские граждане, умудрились вложить приличную сумму, на которую в то время можно было купить несколько новеньких «Жигулей», в акции компании «Ринако», основанной Ириной Хакамадой. В 1991 году о возврате этих денег не могло идти и речи – они просто испарились. На совете директоров мы приняли решение, что теперь каждый из нас пойдет своим путем.
Сказать, что мне было больно, значит ничего не сказать. Я просто не понимал, что делать дальше. Ситуация усугублялась еще и тем, что после расставания с партнерами один из них донес в налоговую инспекцию – якобы я укрывал налоги от государства. Было просто страшно, потому что я не знал, что еще может произойти. К счастью, я не впал в депрессию и не ушел в запой, как это случается с некоторыми предпринимателями, потерпевшими крушение в бизнесе. Переживать было некогда – надо было что-то предпринимать.
Чтобы выжить и начать новый бизнес, нужно было очень много работать: я вставал в пять утра и приезжал домой только в 11 вечера. В то время моей дочери исполнился год, а я не мог полноценно участвовать в ее воспитании, видеть, как она меняется, слышать, какие новые слова произносит. В этот сложный период моя жена верила в меня и понимала, что так надо. Я чувствовал это по ее взгляду, по словам. И тогда я понял: чтобы найти в себе силы начать новый бизнес, важно прежде всего быть счастливым дома. Выдержать паузу Действительно успешных людей отличает наступательная позиция, считает бизнес-консультант Вера Кобзева.
– Вспомните хотя бы пример из жизни знаменитого Эдисона, у которого сгорела лаборатория стоимостью в $1 млн. Когда его спросили: «Что вы будете теперь делать?» – он не задумываясь ответил: «Завтра же начну все восстанавливать». Человек не должен опускать руки и говорить: «Жизнь кончена». Нужно действовать: сначала анализировать случившееся, а потом, исходя из анализа, предпринимать конкретные шаги, – рассказывает Кобзева. – Но действовать не сразу. После такого серьезного потрясения нужно взять «паузу», чтобы подумать, оглядеться, просто отдохнуть.
Психолог Валерий Афанасьев советует после банкротства на пару дней «выйти из ситуации», то есть полностью отрезать себя от всего, что связано со случившейся неудачей, даже не общаться с друзьями и семьей.
– Садитесь в машину, езжайте в какой-нибудь дом отдыха, побродите по лесу или вдоль берега реки, – говорит Афанасьев. – В такой ситуации нужна нейтральная атмосфера, которая поможет принять эту реальность. Вообще, бизнесменам не помешало бы научиться медитации. Только она помогает справиться со стрессом – никакой алкоголь, никакие женщины не дают такого эффекта. Медитировать достаточно просто. Можно выбраться за город, понаблюдать за природой. Подумайте, например, о ветке, которая сломалась, но дерево продолжает жить. Так и ваш бизнес разрушился, тем не менее, жизнь на этом не заканчивается.
По мнению психотерапевта Натальи Степновой, важно, чтобы реабилитация не затянулась. Когда человек находится в апатии более двух недель, это уже чревато депрессией, которая может негативно отразиться на его физическом состоянии: привести к обострению желудочных или сердечно-сосудистых заболеваний. Все познается в сравнении Часто человек в кризисных ситуациях переживает сильную депрессию: полностью уходит в себя, не реагируя на внешние раздражители, сидит часами на одном месте и смотрит в одну точку. Главное, в кризисный период не оставаться одному. Нужно общаться с разными людьми, на любые темы. Очень помогает общение с теми, кто когда-то был в подобных ситуациях, их опыт и советы. Помогает также изучение биографий известных людей, перед которыми стояли разного рода препятствия. Знание того, как они преодолевали кризис, помогает настроиться на боевой лад.
Психолог Игорь Татарский рекомендует пойти, например, в метро, чтобы увидеть несчастных калек, которые просят милостыню, поговорить с ними, узнать, какие трагедии в жизни заставили их нищенствовать. Такая шоковая самотерапия поможет ощутить, что существует и другой мир и есть люди, которым в тысячу раз хуже. Ведь все познается в сравнении.
Можно обратиться и к собственному опыту, вспомнить самые сложные моменты своей жизни, начиная с детства.
– Вспомните, что вы делали, когда вам казалось, будто мир рушится, как вы выходили из сложных ситуаций. Ведь тогда же вы справились, значит, и сейчас все получится, – советует Игорь Татарский. Десять ценностей Возвращаясь к нормальной жизни, многие испытывают растерянность, не знают, с чего начать, что именно делать.
Валерий Афанасьев рекомендует устроить самому себе «разбор полетов»: на листе бумаги перечислить все ошибки, которые привели к разорению. Все ошибки можно разделить на четыре типа: юридические, экономические, организационно-управленческие и психологические.
– Записывая на бумагу, вы освобождаете сознание от этих неприятных мыслей. Заодно выключается эмоциональное отношение к проблеме и начинает работать рациональное. Вы можете трезво оценить ситуацию. После составления такого списка нужно проконсультироваться по поводу всех этих ошибок с тем, с кем вы раньше никогда не советовались. Это поможет получить адекватный, свежий взгляд со стороны.
Наталья Степнова рекомендует также выполнить упражнение «Десять жизненных ценностей», которое поможет найти себя, понять, как выйти из кризиса. На листе бумаги надо перечислить десять своих жизненных ценностей. Это может быть все что угодно: дети, строительство дачи, глубокий здоровый сон, путешествия и т. п. Нужно задать себе вопрос, действительно ли каждая из этих ценностей сейчас важна и насколько она важна? Что изменится, если убрать один из пунктов? Если ничего не изменится, то это уже не ценность, пункт можно смело вычеркивать из списка. Потом ценности расставляются в порядке важности. После подобного анализа самой главной ценностью для человека на сегодняшний день могут оказаться именно путешествия. Значит, надо собирать чемодан и уезжать.
Чтобы правильно определить порядок действий в посткризисный период, Вера Кобзева предлагает проанализировать ситуацию, написав на листе бумаги ответы на следующие вопросы:
– Чего я вообще хочу?
– Что нужно для этого сделать? (Этот пункт нужно проработать как можно подробнее, наметив конкретные шаги.)
– Что может помешать мне достичь цели?
– Как я узнаю, что достиг цели?
Ответы должны быть конкретными, развернутыми, для того чтобы можно было поэтапно реализовывать этот план. Такой анализ поможет определить суть и смысл дальнейших действий и убережет от неправильных, импульсивных поступков, которые часто совершаются под влиянием чрезвычайных ситуаций.