Развитие гештальтпсихологии – психологии самопознания В конце XIX века психология начала свое становление как самостоятельная наука, отдельная от философии. Стремление к подлинной научности привело к заимствованию методов исследований, применяемых в физике. Начался поиск неделимых первичных «атомов» человеческого поведения, из которых возможно построение более сложных реакций. Сформировалось два основных подхода: экспериментальный и клинический.
Сторонники эксперимента ограничили круг исследуемых проблем и феноменов величинами, которые возможно измерить или вычислить при помощи уже имеющихся технических средств. Они сконцентрировали все внимание на «внешнем», общедоступном для изучения. Область субъективного и личностного была отвергнута из-за невозможности построения доказательной базы.
Клиницисты, напротив, сосредоточили усилия на «разговорной терапии», непосредственной связи с пациентами. Выступая катализаторами для запуска реакций, психотерапевты стали и мерилом состояний своих пациентов. Основной задачей терапии явилось не выяснение состояния пациента и сообщение ему об этом, а построение работы так, чтобы пациент сам научился познавать свои состояния, оценивать их, пробуждать желательные реакции и удерживать нежелательные.
Гештальтпсихология постаралась примирить различия экспериментального и клинического подходов. Сохраняя объективные условия для протекания исследований, сторонники этого метода заменили модель «терапевт – пациент» на полное включение испытуемого в эксперимент. Были созданы инструкции для самопознания и протестированы на группах студентов – старшекурсниках психологических факультетов.
В чем заключается суть психологии самопознания? В получении субъективного опыта и построении личностного понимания. Техника рассчитана на людей, которые действительно желают улучшить свое состояние и готовы к активным действиям по отношению к собственному «Я». Построение завершенного гештальта (значимого целого) рассматривается как поиск путей для удовлетворения потребностей физического организма и личности – через формирование отношения к «Я» как к действованию на основе интроекции (включении внешнего во внутренний мир).
Процесс такой терапии протяжен во времени. Каждый участник продвигается с той интенсивностью и скоростью, на которую способен. По мере понимания собственных состояний и ситуаций, в которых находится в данный момент времени. Только в таком случае появляется возможность вернуть «удаленные» или вытесненные в прошлом (при переживаниях стрессовых ситуаций) области «себя».
Техника основана на актуализации контактов с окружающим (внешним) и с самим субъектом (внутренним миром и ощущениями собственного организма). Это строгая последовательность заданий, направленных на овладение такими умениями:
• формирование чувствования актуального; • актуализацию ощущений противоположностей; • развитие внимания; • усиление сосредоточения; • освоение методов дифференцирования и синтеза; • переход на более высокий уровень сознавания через актуализацию воспоминаний, обострение телесных ощущений, работу с непрерывностью эмоциональных состояний и интеграцию всех этих элементов.
После овладения этими умениями становится возможным направленное сознавание и манипулирование собой.