Неудачник неудачнику рознь. Есть неудачники, которые могут быть вполне обеспеченными людьми: иметь хорошую должность, высокий общественный статус, отличный дом, возможность два раза в год ездить на курорты и т.д. Но мало кому известно, что они мечтали не о ТАКОЙ должности, не о ТАКОМ доме и не о ТАКИХ курортах.
Понятно, что если есть победители, то есть и проигравшие. Но проигравший совсем не обязательно опускается на дно жизни, чтобы занять там место среди «униженных и оскорбленных» и считать гроши до зарплаты. Он может стоять на второй или третьей ступеньке пьедестала почета, входить в первую десятку или первую сотню, считаться успешной личностью с любой точки зрения. Я называю таких проигравших непобедителями.
Непобедители – это ученые, которые верили, что им удастся сделать научное открытие, претендующее на Нобелевскую премию, но в итоге не поднялись выше доктора степени. Вроде неплохо, но они-то рассчитывали на большее! Это менеджеры, навсегда застрявшие в среднем звене. Это литераторы, художники, архитекторы, музыканты, венцом карьеры которых стало звание: «способный». Это предприниматели, ежедневным тяжелым трудом зарабатывающие деньги, какие в крупной компании платят просто за должность. Это обладатели разнообразных утешительных призов, так и не сумевшие преодолеть последнюю ступень к вершине. Это люди, которых окружающие часто считают успешными и преуспевающими, но сами себе они уже вынесли вердикт: «Я – неудачник». Почему? Потому что они получили только часть того, что рассчитывали получить.
Каждый понимает успех и неуспех по-своему. Владелец крупной компании ощущает себя ущербным от того, что его бизнес мал в сравнении с конкурентами. Принц Уэльский, наследник английского престола считает себя неудачником, потому что он все еще не король. Студент-отличник страдает, потому он признан первым только на своем курсе, но не на всем факультете.
Признак непобедителя – это ощущение дискомфорта, то есть ощущение неудачи. Этот хотел стать маршалом, а стал только генералом и мириться с этим не желает. А тот планировал сделать свою компанию брэндом номер один в мире, но добился первого место только в национальном масштабе. Это для него провал. И лишь это обстоятельство имеет значение, а не завистливые вздохи неудачников мелкого калибра: «Эх, мне бы его заботы!».
Непобедители не заняли (или уже потеряли) желаемое положение. Они не внизу, но не наверху. Они стремились добраться до вершины, а дошли только до середины, или – бывает и такое – взобрались не на ту вершину, которую хотели. Для них быть вторым или пятым – то же самое, что для обычного человека быть последним. И законченный непобедитель чувствует то же, что и законченный неудачник: его нынешнее место уже не ступень к грядущей победе, а предел подъема. Это его максимум. Дальше дороги нет.
Шахматист Корчной проиграл шахматисту Карпову. Карпов проиграл Каспарову. И Корчной и Карпов сохранили свое место в первой десятке лучших шахматистов своего времени, они даже за свои поражения получили награду в сотни тысяч долларов, но, тем не менее, их можно без колебаний отнести к категории неудачников.
Министр так и не смог занять кресло премьер-министра. Миллионеру не удалось стать мультимиллионером. Спортсмен завоевал только серебряные медали, золото уже не получить – его карьера закончена по возрасту. Музыкант признан публикой «одним из лучших», но не самым лучшим. Имя непобедителям – легион. Дипломанты конкурсов (но не лауреаты), вице-президенты стран и фирм, заместители начальников, «видные» и «известные» – но не «великие» или хотя бы «выдающиеся» – писатели и художники...
Однако несмотря на объективно малое количество первых мест на свете, я бы не сказал, что мир наполнен сплошными неудачниками. К счастью для нашего душевного здоровья, с возрастом амбиции умеряются и даже самый честолюбивый и бескомпромиссный человек начинает более трезво оценивать свои возможности и готов к разумным компромиссам. К тому же для большинства понятие Полного Успеха не связано непременно с высшими должностями или призами. И «вторые» и «восьмые» могу чувствовать себя – и чаще всего чувствуют –вполне комфортно, даже если у них нет никаких шансов стать первыми. Они – успешные люди, потому что воспринимают серебро и бронзу, девятое или двадцатое место, как Исполнение Желания, как Победу.
А уж если речь не идет о иерархических пирамидах, то не-Первость вообще переходит в категорию абсолютной субъективности. Кто-то считает величайшим писателем Льва Толстого, кто-то – Умберто Эко, а кто-то – Дэна Брауна или Стивена Кинга. Можно быть более известным, менее известным, но, тем не менее, иметь своих восторженных почитателей. Каждый хороший профессионал, будь он музыкантом, архитектором, певцом, спортсменом, окружен людьми, которые знают его как лучшего – вне зависимости от количества и достоинства завоеванных им наград, побед или поражений.
Поэтому нам не остается ничего другого, кроме как сделать все, что возможно, для достижения своей цели. И если по дороге к этой цели мы создадим нечто по-настоящему ценное, то даже не добравшись до самой вершины, мы все равно многократно услышим: «Вы – самый лучший».