spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
Главная arrow Психология arrow Психосоматическая медицина. Психосоматика. Взаимовлияние психики

Психосоматическая медицина. Психосоматика. Взаимовлияние психики

(6 голосов)


Именно психосоматика и изучает взаимное влияние психики и тела. Среди многих аспектов применения психосоматики читателям более всего будет интересно узнать о влиянии психологических факторов на развитие соматических (телесных) заболеваний.

Психосоматика - одна из отраслей клинической психологии. Использует синтез древних традиций в лечении телесных и душевных болезней и современных научных представлений в области медицины и психологии. 

Предисовие.

В современном понимании психосоматическая медицина рассматривается как метод лечения и наука о взаимоотношениях психических и соматических процессов, которые тесно связывают человека с окружающей средой.

То, что при определенных соматических заболеваниях, например, при бронхиальной астме, обнаруживается более или менее явная связь между внешними и внутренними конфликтами и появлением симптомов болезни, привело к определению их как психосоматических.

Психосоматика возникла в историко-медицинском аспекте как антитеза одностороннему органоцентрическому восприятию болезни, которое отрывает человека от окружающего мира. Психосоматика предполагает, что больного человека следует рассматривать как существо, живущее и действующее, со всеми его межчеловеческими отношениями и взаимодействиями с миром, с его культурными нормами и ценностями.

В современной психосоматике различают предрасположенность, разрешающие и задерживающие развитие болезни факторы. Предрасположенность - это врожденная, а при определенных условиях и приобретенная готовность, которая выливается в форму возможного органического или невротического заболевания. Толчком к развитию такого заболевания являются трудные жизненные ситуации. Если манифестируют невротические или соматические заболевания, то они развиваются по собственным законам, которые, однако, тесно связаны с факторами окружающей среды (значение способствующих болезни факторов, например, при хронических заболеваниях, стало известно лишь в последнее время). Констатация наличия психосоматического заболевания не приводит к отрицанию основного диагноза. Если сегодня говорят о психосоматическом биопсихосоциальном заболевании, то это лишь указывает на связь: предрасположенность - личность - ситуация.

Психосоматические нарушения.

Психосоматические нарушения можно разделить на следующие большие группы:

1.Конверсионные симптомы.

Невротический конфликт получает вторичный соматический ответ и переработку. Симптом имеет символический характер, демонстрация симптомов может пониматься как попытка решения конфликта. Конверсионные проявления затрагивают в большей части произвольную моторику и органы чувств. Примерами являются истерические параличи, парестезии, психогенная слепота и глухота, рвота, болевые феномены.

2.Функциональные синдромы.

В этой группе находится преобладающая часть "проблемных пациентов", которые приходят на прием с пестрой картиной часто неопределенных жалоб, которые могут затрагивать сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт, двигательный аппарат, органы дыхания или мочеполовую систему. Беспомощность врача относительно этой симптоматики отражается среди прочего в многообразии понятий, которыми обозначаются эти жалобы. Речь идет о функциональных нарушениях отдельных органов или органных систем, какие-либо тканевые изменения, как правило, не обнаруживаются. В отличие от конверсионных симптомов, отдельный симптом не имеет специфического значения, будучи неспецифическим следствием нарушения телесной функции. Александер описал эти телесные проявления как сопровождающие признаки аффекта без характера выражения и обозначил их органными неврозами.

3.Психосоматические болезни в более узком смысле (психосоматозы).

В основе их - первично телесная реакция на конфликтное переживание, связанная с морфологически устанавливаемыми изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор органа. Исторически к этой группе относятся классические картины психосоматических заболеваний:
Бронхиальная астма
Язвенный колит
Эссенциальная гипертония
Нейродермит
Ревматоидный артрит
Язва двенадцатиперстной кишки.

Условия развития заболевания при психосоматических болезнях.

В современном психосоматическом патогенезе признается многофакторность в объяснении психосоматических заболеваний. Соматическое и психическое, влияние предрасположенности и среды, фактическое состояние окружающей среды и ее субъективная переработка, физиологические, психические и социальные воздействия в их совокупности и в дополнение друг друга - все это имеет значение в качестве разнообразных воздействий на организм, описываемых как факторы, которые взаимодействуют между собой.

Для психогенных заболеваний, т.е. неврозов, и соматических функциональных расстройств невротического характера, Х.Шепанк в большом обзоре, посвященном результатам многолетнего исследования наследственности и среды, оценил значение компонентов дисперсии. На первом месте стоят факторы наследственности (30%). Затем идет раннее развитие (25%), и, наконец, если объединить все три последующих фактора (детство - 15%, события жизни - 15%, социальные влияния - 10%, прочие - 5%), то в 40% случаев имеет значение взаимодействие с окружающей средой в последующей жизни.

При большинстве соматических заболеваний большую роль играют факторы наследственности. Для большинства психосоматических жалоб и симптомокомплексов приходится искать формирующее влияние ("почему здесь?"), т.е. орган с наследственно обусловленной предрасположенностью (диспозицией). Проявит ли себя диспозиция, перейдет ли она в проявления болезни ("почему сейчас?"), зависит от дальнейшего течения жизни, тех трудностей и облегчений, которые испытывает человек. И перейдет ли обусловленное диспозицией заболевание снова в латентную форму, зависит от дальнейших условий жизни, от успеха лечения и не менее часто от социальной поддержки со стороны окружающих.

Наглядным является своего рода естественный эксперимент с рождением близнецов, который при современных методах исследований позволяет найти ответы на вопросы о взаимозависимости предрасположенности и влияния окружающей среды.

Неврозы и психосоматические заболевания.

Если наряду с наследственными факторами описывать как патогенную некую органоспецифическую готовность реагирования больного на однородные влияния среду (например, на раннюю утрату объекта привязанности), то возникает ряд вопросов. В частности, почему это в одном случае приводит к психосоматическому, а в другом - к невротическому заболеванию?

Эпидемиологические данные свидетельствуют о большей частоте психосоматических нарушений в низших социальных слоях.

В беседе с психосоматическими больными психотерапевт нередко наталкивается на жесткое сопротивление попыткам тщательного уточнения истории жизни и болезни. Это объясняется несколькими причинами. Ведущая роль соматических причин не только более приемлема для пациента, но и глубоко укоренена в общественном сознании под воздействием медицинских установок. Психическая болезнь приносит чувство ответственности перед самим собой, иногда стигматизацию, соматическая болезнь - наоборот, чувство облегчения. Многие больные испытывают такое чувство, когда узнают об органической природе их заболевания, хотя нередко это означает более тяжелый прогноз. Предполагается целенаправленная помощь, которую окажет врач, а собственные переживания и поведение больного не принимаются во внимание.

Можно представить себе психосоматическую болезнь как генуинно иную форму изживания душевного конфликта, которая с раннего детства замещает собой другое, возможно речевое, изживание конфликта. Можно говорить об "эмоциональной безграмотности" психосоматических больных, их эмоциональной необразованности. Психосоматический больной говорит и оперирует "телесными" формулировками, проявляет себя языком органного психосоматического симптомообразования.

На вопрос о том, существует ли специфический семейный вид средового влияния, предрасполагающий к определенным психосоматическим заболеваниям или же скорее к психосоматическим, чем к невротическим, ответ может быть получен лишь в будущих исследованиях. Методическое решение этого вопроса наталкивается на большие трудности.

При бронхиальной астме в эмпирических исследованиях всегда описывается сверхзаботливая мать, точно так же учащение случаев ожирения связывается не только у взрослых, но и у детей с принадлежностью к определенному слою населения или к этнической группе, включая родителей и более отдаленных родственников в данной семье.

Частота психосоматических жалоб и заболеваний.

Если расценивать всех людей с соматическими жалобами без органической основы, которые, вероятнее всего, обусловлены психическими или социальными конфликтами, как психосоматических больных, то это привело бы к слишком большому количеству психосоматических случаев. Обычно соматические жалобы такого рода определяются как вегетативные нарушения (вегетативная дистония, психовегетативный синдром, вегетативная лабильность, функциональные нарушения и т.д.).

В любом случае большое значение имеет то, считает ли сам человек себя больным. Карл Ясперс замечает по этому поводу, что то, что в целом могло бы считаться болезнью, меньше зависит от мнения врача, чем от суждения пациента и от господствующего в данной культурной среде мнения. Болезнь, по Ясперсу, - это понятие общественное, а не научное. Это означает, что нет общепринятого понятия и четкого отграничения болезни, которые можно дать совершенно объективно.

Один и тот же случай психосоматического заболевания может по-разному оцениваться в исследовательском центре, врачом общей практики и при эпидемиологическом исследовании. Как сильно эти данные зависят не только от структуры и местоположения клиники, но и от определения "психосоматический" и техники постановки диагноза, показывает разброс данных в 11 исследованиях в Германии от 5,1 до 66,8%. Такие данные о проценте психосоматических больных среди всех людей, обращающихся ко врачу, получаются в результате различных методов исследования.

Что касается болезненного состояния, то корреляции между наличием тяжелых признаков болезни и тенденцией рассматривать себя как больного не выявлено.

Заключение. О телесноориентированной психотерапии как одном из разделов психосоматической медицины.

Большинство людей стесняются своего физического начала и плохо знают, как функционирует их тело и как особенности его функционирования соотносятся с особенностями личности. В западной культуре, в общем, принято избегать физических соприкосновений. Телесная психотерапия включает физический параметр в групповой опыт и является противовесом подходам, в которых делается акцент на первой половине формулы "разум - тело. Поэтому приемы телесной терапии применяют в качестве вспомогательных при лечении, ориентированном на вербальное взаимодействие терапевта и пациента.
Терапия Райха, биоэнергетическая психотерапия, рольфинг, первичная терапия и другие вариации методов телесной терапии являются мощными психотерапевтическими инструментами, которые используются с целью вызвать эмоциональную разрядку и радикальные изменения в организме человека, его чувствах и личности в целом.

Действенность этих методов и возможность злоупотребления ими являются причинами того, что вокруг психокоррекционных групп, где они практикуются, возникает множество домыслов и споров. Однако задачи этих групп не так уж отличаются от тех, что стоят перед группами, где используют другие психотерапевтические подходы, например перед гештальт-группами, в которых чувства постигаются через их осознание.

Телесная психотерапия пригодна для большинства участников. Исключение составляют малообщительные люди, которые могут стремиться к телесной психотерапии, чтобы избежать необходимости совершенствовать свои навыки традиционного общения. Еще одним исключением являются индивиды с патологической потребностью в физических контактах и даже в причинении боли другим людям.

Одним из спорных вопросов, имеющих отношение к телесной психотерапии, является вопрос о катарсисе. Большинство адептов этого метода полагают, что, пока эмоции не получили разрядку, они накапливаются где-то в теле. Таким образом создается впечатление, что эмоции - это некая субстанция, этакий джин в бутылке, который эффектно появляется из нее, как только складываются подходящие условия. Однако более вероятно, что в нервной системе хранятся не эмоции, а воспоминания, и, когда они всплывают, то вызывают соответствующие им чувства. В таком случае катарсис связан не с энергетической разрядкой, а с воспроизведением того, что хранится в памяти, с возникновением эмоций, которые соответствуют этим воспоминаниям, и с физиологическими реакциями на эти эмоции.

Когда эмоции выражаются в физических действиях, это, разумеется, сопровождается и некоторым снижением напряжения в теле. Но гораздо важнее то, что переживание глубоко запрятанных эмоций помогает преодолеть привычку их избегать. Этот процесс расширяет эмоциональный репертуар человека и учит тому, что контроль над чувствами может быть ослаблен без каких-либо ужасных последствий. Последующая интеграция всего полученного опыта помогает достичь нового уровня самопонимания.

Донат для Будь Альфой


  
 
« Пред.   След. »
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
Републикация наших статей разрешается только при указании активной ссылки на наш сайт