Пристрастие к алкоголю - стремление к самозабвению, бесконечная попытка уйти с того уровня сознания, который имеется в настоящий момент посредством принятия определенной дозы алкоголя. При этом происходит падение уровня сознания ниже имеющегося.
Когда возникающие жизненные ситуации не решаются своевременно от момента к моменту, то связанные с ними переживания, чувства, эмоции подавляются в подсознание, порождая внутреннее напряжение. Принимая алкоголь, человек начинает испытывать расслабление за счёт того, что в состоянии опьянения он выпускает на свободу и проветривает подавленную часть себя, которая была спрятана в подсознании и создавала нарастающее напряжение в силу двойственности ума. Как только человек таким способом начинает освобождать себя от напряжения, то именно этот способ и привязывает его к алкоголю, делая зависимым от него. С этого момента алкоголь становится пристрастием.
Теперь человек, когда не пьёт, уже является напряжением для самого себя, причём алкогольное пристрастие осуждается социальной обусловленностью. Он начинает бояться себя, усиливая контроль в повседневности, чтобы обойтись без спиртного. Но чем больше он себя контролирует, сужая сознание, тем сильнее слышит в себе одну и ту же настойчивую мысль о спиртном, которую пытается игнорировать. Следующим подключается само желание выпить, призванное мыслью на помощь для того, чтобы можно было избавиться от растущей двойственности и напряжения. Но и на этом этапе человек силой воли может удерживать себя на самом краю, говоря желанию: "Нет!". Последним, дополняя картину внутреннего расщепления и борьбы с самим собой, приходит отражение извне. Всё складывается таким образом, что одно за другим следуют внешние обстоятельства: друзья приходят в гости со спиртным, поступает множество приглашений отметить то или иное знаменательное событие и так далее и тому подобное.
Но главной задачей всех этих мероприятий для него становится - выпить и отпустить себя в той вольности, которая недопустима на трезвую голову. А на трезвую голову всё отчётливей проступает невозможность быть самим собой, что поддерживает его постоянное напряжение во взаимодействии с другими людьми. В их глазах он хочет сохранить своё лицо в определённом статусе, чтобы с ним считались, уважали и, не дай бог, не пренебрегли. Человека преследует социальная фобия - он боится, что кто-нибудь развеет в прах его идею о себе, а это всё, на чём держится его единство. И он подсознательно заранее противостоит происходящему, сужая сознание, держа ум закрытым, черствея в самом себе. Но, при этом он покрывает себя сусальным золотом внешне, чтобы никто не догадался о том, что он испытывает внутренне, и все могли принимать его за тот образ, с которым он сроднился, создавая единство этого образа в борьбе с самим собой.
Но такое "единство" и держит человека в страхе, как перед собой, в силу незнания себя, так и перед другими, делая его жизнь тревожной, а его самого - осуждающим себя и виноватым, неспособным адекватно откликаться на обстоятельства. И пока здоровье позволяет, алкоголь становится для него анестезией, обезболивающим перед происходящим и самой жизнью. Теперь, что бы ни происходило позитивное или негативное по его пониманию - это уже не будет иметь значения, он станет искать алкогольное обезболивающее на всякий случай.