Самодиверсия - это расщепленное состояние ума, когда человек начинает внутренне разделяться в самом себе на судью, прокурора, адвоката, свидетелей чтобы, таким образом, выслушав субличность каждого, придти к какому-то единому мнению или решению относительно происходящего.
Так человек играет с самим собой, пытаясь выскользнуть из создавшейся ситуации, которая пугает его своей новизной, неопределенностью или возможными неприятностями. Стараясь избежать, а не увидеть происходящее, хотя, увидев, он мог бы принять верное решение, человек, включая самодиверсию, фрагментируется на множество звучащих в нём голосов. Один его ругает, другой ругает тех, из-за кого предполагаемо он попал в такую ситуацию, третий защищает и оправдывает, четвертый обвиняет всерьез и так далее. В конце концов, выносится вердикт, и это уже становится для человека отдохновением.
Внутренний суд над самим собой состоялся, и это имело определённый смысл - такая форма психологического самоистязания привела к тому, что человек снова пришёл к единству и нашёл нужное направление, как ему быть в данном случае, согласовав всё это с множественностью собственного Я.
В стремлении избежать происходящего, Я при каждом неудобном случае распадается на множественность, вычисляя возможности грядущего события. Оно комбинирует для себя решение, запугивая себя, порицая, осуждая, проявляя внутреннюю нетерпимость, недовольство по отношению к себе, требуя этим от себя тех недостающих качеств характера, которые не только нужно бы иметь, а и должно.
Сколько бы ни длилась самодиверсия, она закачивается рано или поздно. Утомившись от разбирательств, все субличности гасят свою запальчивость и приходят к нужному пониманию. Но парадокс заключается в том, что это понимание существовало изначально, а из-за ментальной захламленности добраться до нужного решения было невозможно, и самодиверсия фактически была укрытием от сущности происходящего.
Поскольку изначально не было намерения решать возникшую ситуацию, а присутствовало желание любой ценой избежать её решения, самодиверсия выходила временным буфером. Пока человек разбирался в самом себе, держа в руке то кнут, то пряник, тем самым он изживал внутренний страх за себя и преодолевал собственную нерешительность и жизненную инерционность. Самодиверсия же должна была послужить стимулятором для того, чтобы перейти от размышлений к действию.