spacer.png, 0 kB

Поиск по сайту

Advertisement
Advertisement

Пикап

Личностный рост

Психология


spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
Главная

Бизнес идея - интерактивный стол для кафе

(11 голосов)


Даже в наш развитой ИТ-век вокруг еще полно неусовершенствованных вещей. Три года назад стартаперы из российского проекта LifeTable взялись модернизировать такой прозаический предмет обстановки любого ресторана, бара или кафе, как стол. Ведь если превратить столешницу в интерактивный сенсорный экран, от этого может произойти немало пользы - как для заведения, так и для посетителей.

Идея пришла Дмитрию Пашкову во время зарубежной поездки. В немецком баре он обратил внимание на то, как группа парней вовсю пыталась привлечь внимание представительниц противоположного пола, сидевших за соседним столиком. Им, видимо, не хватало духу просто подойти и завязать разговор для знакомства, поэтому они беспрестанно оборачивались и подмигивали.

Навыки живого общения у этих представителей эпохи тотальных онлайн-коммуникаций явным образом хромали. А что если дать им возможность завязать общение в привычном формате - отправив, например, сообщение со своего столика на соседний? Для этого столы должны стать средством коммуникации.

Очень быстро первоначальная идея интерактивной столешницы стала обрастать все новыми деталями. Мало того что такие «живые» столики сформируют локальную социальную сеть в пределах одного заведения – их еще можно использовать как терминалы, с помощью которых посетители смогут заказывать без участия
официанта блюда, напитки, музыку, контролировать свой счет, а также выходить в Интернет. Кроме того, их поверхность может выступать в качестве рекламного носителя... Дмитрий Пашков, генеральный директор компании «Приоритет», к тому времени сам уже был стартапером с большим стажем - более того, его компания специализировалась на посевных инвестициях и управлении ИТ-проектами. Так что материализация идеи придуманного для индустрии общепита продукта не заставила себя долго ждать. Руководителем проекта стал Рустам Сафаев, а техническим директором - Евгений Фрост.

Танцстол
Притом что базовые элементы и технологии, необходимые для создания «стола нового поколения», в мире уже существовали, команде проекта LifeTable пришлось немало повозиться, чтобы свести их воедино в одном коммерческом продукте. Вариантов реализации идеи в софте и «железе» было немало, и свою долю ошибок стартаперы, как водится, совершили.

Понятно, что, несмотря на весь свой дополнительный функционал, стол с интерактивной столешницей должен был оставаться предметом мебели - удобным, практичным и приспособленным к непростым общепитовским будням. Однако при этом стартаперы с оглядкой на реалии рынка общепита изначально поставили перед собой слишком высокую планку, решив, что их стол не должен быть дороже тысячи долларов.

«В поисках дешевого решения мы потеряли много времени, - анализирует сейчас ошибки Рустам Сафаев. Поэтому история с запуском производства у нас слишком затянулась. Но в конце концов мы поняли, насколько важно сначала предложить рынку пусть более дорогое, но рабочее решение - и лишь потом стараться удешевить его за счет унификации».

В начале 2010 года Apple презентовала свой первый iPad, так что у стартаперов из LifeTable вполне могло возникнуть естественное желание разом решить все «железячные» проблемы, связанные с разработкой нового стола, с помощью простого решения вмонтировать планшетный компьютер в столешницу. (К слову, планшеты кое-где в общепите с тех пор действительно прижились: их иногда используют в качестве электронного меню и устройства, с помощью которого посетителю предлагают скрасить время в ожидании заказа.) Однако от идеи сразу пришлось отказаться, поскольку iPad был слишком хрупким для эксплуатации в кафе, а защитить его антивандальным стеклом так, чтобы сохранить сенсорные характеристики его экрана, оказалось технически невозможно.

Поэтому команда решила строить свой «агрегат», закупая для пего комплектующие - мониторные сборки, компьютерную часть и стекла. Сборку первых столов осуществляли на одном из предприятий в Туле. «Предпочли доверить этот процесс партнеру, - вспоминает Рустам. И до определенного момента нас все устраивало». Тестировали новый продукт в реальных «боевых» условиях российского общепита, договорившись с одним из московских ресторанов. Однажды руководитель LifeTable пришел с утра проведать свое детище, а персонал заведения огорошил его рассказом о загульной вечеринке, которая прошла накануне. Оказалось, подвыпившие гости лихо отплясывали на столах с интерактивными экранами. «Я включал столики с. замиранием сердца, вспоминает Сафаев. Как ни странно, все они заработали, а экраны совсем не пострадали».

Разработка софта тоже оказалась непростой задачей. Системе надлежало быть безопасной, устойчивой, обеспечить весь необходимый функционал для посетителей - и при этом надежно встраиваться в существующую ИТ-систему управления заведения.

Не глух не нем
Плох тот российский стартап, который не мечтает выйти на зарубежные рынки. Но обычно «прорыв границы» происходит после освоения рынка отечественного. У команды LifeTable все получилось наоборот: завоевание общепита проект начал с Чехии. «В Москве владельцы заведений часто задавали нам вопрос: а зачем мне это надо, а что я буду иметь с этого? — недоумевает Рустам Сафаев. И это притом, что мы предлагали бесплатную установку!» Сегодня в Праге «живые» столики установлены в девяти заведениях.

Более того, само их производство также было перенесено в Чехию, где заниматься мелкосерийной сборкой оказалось дешевле и проще. Теперь оттуда, с чешского плацдарма, стартаперы собираются повести наступление на Москву и российские регионы. Далее на их картах значатся Германия и Испания. Тем более что в этом направлении у них есть очень заманчивые перспективы: сам министр туризма Испании недавно проявил неподдельный интерес к разработке российской компании.
Тут стоит заметить, что все эти зарубежные операции LifeTable проходят не без активной поддержки материнской структуры - компании «Приоритет», которая в последнее время заметно «интернационализировалась».

Второй год подряд «Приоритет» отбирает в России перспективные ИТ-проекты и отправляет на три месяца в свой бизнес-акселератор «Испанская деревня» в Марбелье - выездной лагерь для обучения молодых предпринимателей, где менторами выступают иностранные эксперты. Аналогичная акселерационная программа для стартапов, специализирующихся на играх для мобильных платформ и соцсетей, скоро будет запущена в Венгрии.

Молодым чехам, судя по всему, «живые» столики пришлись по вкусу. Психология российских посетителей заведений общепита несколько отличается, но и они должны воспринять новинку положительно. «Наши люди больше зажаты и менее открыты для общения, чем европейцы, - рассуждает исполнительный директор консалтинговой компании RestCon Андрей Петраков. Однако такая технология, вероятно, тоже станет популярной при знакомстве и общении между противоположными полами - в форме презентов «от нашего столика» и прочих реверансов.

Кроме того, будут востребованы и какие-то игры - если, конечно, рестораторы их введут». Как справедливо отмечает Петраков, при всех возможностях для развлечения и общения важно, чтобы дополнительное время, которое посетитель проводит за интерактивным столиком, конвертировалось в дополнительные заказы и работало на увеличение чека.

«Хорошо известно, что посетители не склонны платить за подобные добавочные услуги, - уточняет он. Во всяком случае, достаточно для того, чтобы это было выгодно заведению. Недаром же некоторые кафе переходят на платный Wi-Fi».

В том, что люди неохотно расстаются со своими деньгами ради игр, команда проекта LifeTable быстро убедилась на собственном опыте. Посетители чешских заведений в основном ограничились бесплатным общением посредством LifeTable. Впрочем, в пиковые часы они готовы платить за музыку, а если композиция попадает в очередь - даже устраивать торги.

Еще один способ монетизации интерактивных столиков для заведения - реклама. Если стол пустует, он переключается в режим простого показа видеороликов. Если нет, то может время от времени демонстрировать баннеры - причем с таргетингом и учетом контекста, в зависимости от того, насколько состоятелен посетитель (оценивается по сумме заказа), каковы его интересы (определяется по тематике просматриваемых страниц в Интернете), что он предпочитает из блюд и напитков.

Автоматизированный официант
Глава проектно-консалтинговой компании Rcstarator Ирина Рубачева считает, что появление многофункциональных экранов LifeTable не только назрело, но и давно витало в воздухе. Людей уже не способны удивить ни электронное меню на планшете, ни мобильное приложение, позволяющее удобно сделать заказ. «Концепция LifeTable - симбиоз ресторанного бизнеса, интернет-технологий и ставшей необходимой привычки знакомиться и регулярно общаться в социальных сетях, - говорит Рубачева. Все три составляющие популярны сами по себе, а их сведение в одну концепцию даст, на мой взгляд, эффект синергии, взаимного усиления».

То, что уже оценили чешские пользователи технологии, - это абсолютная прозрачность при формировании чека и ускоренное выполнение заказа. Однако механизм самообслуживания в процессе заказа в одном из чешских кафе неожиданно привел к конфликту с официантами: те увидели в LifeTable своего злейшего конкурента, который посягнул на их чаевые. Ситуацию удалось уладить, а проектная команда всерьез задумалась о необходимости ввести в систему новую опцию, позволяющую автоматически включать в счет чаевые, как это практикуется, например, в некоторых американских ресторанах. В России, впрочем, эту опцию использовать будет нельзя - из-за законодательного запрета.

Пока стартаперы не практикуют сплошную замену обычных столиков на интерактивные: достаточно десятка на заведение, дабы посетители, не имеющие бытового пристрастия к хайтеку, могли потрапезничать в привычной им обстановке. Однако в пражских заведениях, по словам руководителя чешского офиса LifeTable Евгения Фроста, «живые» столики на прайм-тайм приходится бронировать заранее. Для рестораторов появляется возможность увеличить рост посещаемости заведений, привлечь дополнительных клиентов, что положительно влияет на прибыль. Все необходимые маркетинговые замеры уже сделаны: в прошлом году общая прибыль заведений с сенсорными столами российского производителя в среднем увеличилась на 14%. «С точки зрения бизнеса для рестораторов полезно сокращение времени приема заказов, - говорит Ирина Рубачева. Для посетителя, развлекающегося общением или игрой, выбором музыки или презента для симпатичной особы за соседним столиком, время ожидания не будет столь заметным. И эти факторы положительно скажутся на увеличении суммы среднего чека. Кроме того, возможно уменьшение количества официантов, одновременно работающих в зале, что поспособствует снижению издержек по зарплате. А ускорение обслуживания гостей позволит повысить оборачиваемость одного посадочного места».

Андрей Петраков из Rest Con соглашается с тем, что у подобных технологий есть потенциал для увеличения и среднего чека заведения, и количества посещений: «Общение, как известно, затягивает, равно как и игры, - говорит он. Можно также добавить какие-нибудь конкурсы, розыгрыши и прочие развлечения для клиентов». В то же время эксперт обращает внимание и на «подводные камни» подобных технологий: «Представьте, что вы приходите в такое заведение, а там мало посетителей. Это нежелательно для самой идеи LifeTable. Кроме того, чтобы не было скучно в пространстве сетевого общения, заведение само по себе должно быть достаточно большим - желательно, скажем, на 200 посадочных мест. И это может дополнительно увеличить затраты на открытие. Вероятно, создание сети таких кафе и увязывание в нее всех LifeTable помогло бы решить этот вопрос». Но это большая работа, которая для стартапа на нынешнем этапе развития пока непосильна.

Назад, в Россию!
Европейский рынок общепита, с его 316 миллиардами евро годового оборота, разумеется, весьма неплох для продвижения технологии LifeTable. Но и на родной российский рынок стартаперов тоже тянет. Он скромнее по размерам - 523 млрд рублей в год, зато растет в стоимостном выражении гораздо динамичнее - на 17,8% (оценки BusinesStat за 2011 год).

Впрочем, готовясь к российскому «перезапуску», команда LifeTable скорректировала стратегию: клиентов решено искать не среди отдельных ресторанов, а среди сетевых заведений. Кое-какие наметки уже есть: компания находится на стадии согласования технического задания для одной из столичных сетей кафе.

Нынешние производственные мощности позволяют стартаперам выпускать 50 столов в месяц, но в планах выйти на 200 единиц. Впрочем, постепенное увеличение показателей будет проходить параллельно с работой над усовершенствованием технологии. Так, например, недавно была добавлена услуга по заказу такси, а сейчас специалисты стараются привязать к программе геотаргетинг, чтобы посетитель кафе мог узнать, что находится рядом с заведением.

Сейчас, спустя полтора года с момента сборки первого поколения интерактивных столов, проекту LifeTable удалось выйти на ценовой уровень, планировавшийся изначально: по словам Сафаева, в бюджетном исполнении готовый стол со встроенным интерактивным экраном вместе с подключением обходится заказчику примерно в тысячу долларов. Когда появится унифицированная модель, технология станет еще дешевле.

В Чехии о наличии в заведении специальных столиков с социальной сетью сигнализирует синий стикер на входной двери. «Что очень приятно, - довольно говорит Рустам Сафаев, - интерактивные столики чехи начали ассоциировать с названием технологии LifeTable, как это в свое время произошло у компании Xerox с ее копировальной техникой». Впрочем, он не питает иллюзий: чтобы достичь аналогичной узнаваемости бренда LifeTable в Москве, а тем более в России в целом, команде придется приложить не в пример больше усилий.

Автор Яна Аржанова


Донат для Будь Альфой


  
 
« Пред.   След. »
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
Републикация наших статей разрешается только при указании активной ссылки на наш сайт