"Если у вас будет выбор: мешок, полный денег, или глиняная дощечка со словами мудрости и знаний, что вы предпочтете?"
На смуглых лицах слушающих, освещенных мерцающими отблесками костра, сложенного из веток кустарника, появился неподдельный интерес.
"Деньги, деньги", - раздался хор из двадцати семи голосов. Старый Калабаб понимающе улыбнулся.
"Прислушайтесь!" - сказал он, подняв руку. "Послушайте голоса диких собак здесь в ночи. Они скулят и завывают, потому что совсем отощали от голода. Но вы накормите их, и что тогда они будут делать? Они будут драться и ходить с довольным видом. Потом еще больше драться и ходить с довольным видом, не думая о завтрашнем дне, который обязательно наступит".
"То же самое происходит и с сынами человеческими: дайте им на выбор - деньги и знания, - что они будут делать? Они проигнорируют знания и будут попусту тратить деньги. Назавтра они начнут жаловаться и плакаться, потому что у них уже не будет денег".
"Деньги сохраняются у тех, кто знает их законы и соблюдает их". Подул холодный ночной ветер, и Калабаб плотнее закутался в свои белые одежды.
"Поскольку вы верой и правдой служили мне в течение всего нашего долгого путешествия, хорошо ухаживали за моими верблюдами, безропотно тащились со мной через раскаленные пески пустыни, храбро бились с разбойниками, пытавшимися разграбить мои товары, я поведаю вам этой ночью историю о пяти законах денег, историю, которую вы никогда не слышали прежде".
"Отнеситесь с глубоким вниманием к моим словам. Если вы уловите их смысл и учтете их в своей жизни, то в будущем у вас будет много денег".
Последовала волнующая пауза. Над головами людей на кристально чистом небосводе ярко сияли звезды Вавилонии. Позади группы слушающих неясно вырисовывались контуры выцветших шатров, прочно закрепленных кольями от возможных песчаных бурь. Рядом с шатрами видны были аккуратно закрепленные тюки с товарами, накрытые кожами. Неподалеку разлеглись и отдыхали на песке верблюды. Одни из них непрестанно жевали свою жвачку, другие издавали нестройные хриплые звуки.
"Ты рассказывал нам много хороших историй, Калабаб", - сказал старший погонщик верблюдов. "Мы ждем, чтобы ты со своей мудростью подсказал, как нам следует жить завтра, когда закончится наша служба у тебя".
"Да, но раньше я рассказывал вам о своих приключениях в чужих и дальних странах, однако этой ночью я должен рассказать вам о мудрости Аркада, одного умного богатого человека".
"Мы много слышали о нем", - сказал старший погонщик", - он был самым богатым человеком, который когда-либо жил в Вавилоне".
"Он бы самым богатым человеком, потому что очень по-умному обращался с деньгами, как никто никогда до него. Этой ночью я расскажу вам о его великой мудрости, как мне ее передал его сын Номасир в городе Ниневии много лет тому назад, когда я еще был юношей".
"Однажды в те давние времена мой хозяин и я остановились на ночь во дворце Номасира. Я помогал хозяину подносить большие свернутые в рулоны ковры, каждый из которых осматривал сам Номасир, пока не останавливал свой выбор на одном из них. В конце концов, он остался очень доволен, велел нам сесть рядом с ним и выпить редкого ароматного вина, сильно разогревшего мой желудок, для которого этот напиток был совершенно непривычен".
"Затем он начал рассказывать нам эту историю о великой мудрости Аркада, его отца, в том виде, в каком я и передаю ее вам".
"В Вавилоне есть обычай, как вы знаете, который состоит в том, что сыновья богатых отцов живут в семьях своих родителей в ожидании того времени, когда они получат в наследство состояние своего отца. Аркад не одобрял этот обычай. Поэтому, когда его сын Номасир достиг совершеннолетия, он послал за сыном и обратился к нему: "Сын мой, мое желание состоит в том, чтобы ты унаследовал мое состояние. Однако сначала ты должен доказать, что способен разумно управлять им. Поэтому я хочу, чтобы ты отправился в большой мир и показал, насколько ты сам способен добывать деньги и стать уважаемым человеком среди людей".
"Чтобы ты смог хорошо и с успехом начать, я дам тебе две вещи, которых сам я был лишен, когда начинал, будучи бедным юношей, создавать свое состояние".
"Во-первых, я даю тебе этот мешок с деньгами. Если ты используешь их разумно, то это станет основой твоего будущего успеха".
"Во-вторых, я даю тебе эту глиняную дощечку, на которой начертаны, пять законов денег. Если ты сумеешь воплотить эти законы в твои собственные дела, то они принесут тебе достаток и уверенность в будущем".
"Через десять лет ты должен будешь вернуться в дом своего отца и дать отчет о том, чего ты достиг. Если ты окажешься достоин, то я сделаю тебя наследником моего состояния. Если же нет, то я просто раздам его священникам, с тем чтобы они могли вымолить за мою душу некоторое расположение богов".
"Итак, Номасир отправился из дома, чтобы найти свой собственный путь, забрав с собой мешок денег, глиняную дощечку, аккуратно завернутую в кусок шелковой ткани, своего раба и лошадей, на которых им предстояло ехать верхом".
"Прошло десять лет и Номасир, как и обещал, возвратился в дом своего отца, который устроил большой праздник в честь его возвращения и пригласил на него много своих друзей и родственников. После того как праздник закончился, отец и мать сели в свои напоминающие трон кресла, установленные в конце большого зала, а Номасир встал перед ними и начал давать отчет о себе самом и своей жизни, как он обещал отцу".
"Наступил вечер. В помещении стоял легкий дым от горевших масляных ламп, дававших однако весьма тусклое освещение. Рабы в белых одеждах ритмично помахивали длинными пальмовыми листьями. Вся сцена была проникнута атмосферой величавого достоинства. Жена и два юных сына Номасира со своими друзьями, а также другие члены семьи сидели на ковриках позади него и с нетерпением ожидали его рассказ".
"Отец мой", - начал он почтительно, - "я преклоняюсь перед твоей мудростью. Десять лет тому назад, когда я стоял на пороге зрелости, ты велел мне уйти из дома и стать человеком среди людей, а не оставаться вассалом твоего состояния".
"Ты щедро наделил меня своими деньгами. Ты щедро наделил меня своей мудростью. Что касается денег, то - увы! Я должен признаться, что с деньгами меня постигла полная неудача. Деньги бежали из моих неопытных рук так же стремительно, как при первой же возможности убегает дикий заяц от тех, кто пытается поймать его". Отец снисходительно улыбнулся. "Продолжай, сын мой, твой рассказ интересен мне во всех подробностях".
"Я решил идти в Ниневию, потому что это был растущий город, полагая, что там я смогу найти для себя новые возможности. Я присоединился к одному из караванов и нашел среди идущих в нем многих друзей. Среди них были два словоохотливых человека, у которых была самая прекрасная белая лошадь, быстрая как ветер". "Во время нашего пути они сообщили мне по секрету, что в Ниневее живет один богатый человек, у которого есть настолько быстроногая лошадь, что ее никто еще никогда не опередил. Ее владелец утверждает, что ни одна из существующих лошадей не может мчаться с более высокой скоростью, чем эта лошадь. Поэтому он ставит пари на любую сумму, как бы велика она ни была, что его лошадь обгонит любую другую лошадь во всей Вавилонии. Но по сравнению с их лошадью, как сказали мои друзья, эта лошадь всего лишь неуклюжий осел и ее будет легко победить".
"Они разрешили мне, обставив это как великую милость, присоединиться к ним в этом пари. Я был очень увлечен этим планом".
"Однако наша лошадь проиграла и я потерял большую часть своих денег". Отец рассмеялся. "Позднее я узнал, что это был предательский план тех людей, и что они постоянно путешествуют с караванами, выискивая новые жертвы. Тот человек в Ниневии был их сообщником и он делился с ними деньгами, которые выигрывал. Этот хитрый обман был первым уроком, заставившим меня внимательнее присмотреться к себе самому".
"Вскоре мне преподали еще один урок, такой же горький. В караване был еще один молодой человек, с которым я очень подружился. Он был сыном богатых родителей и также, как и я, держал путь в Ниневию, чтобы найти там подходящее для себя место. Вскоре после нашего прибытия он сказал мне, что умер один торговец и его магазин с богатыми товарами и постоянной клиентурой можно приобрести за незначительную цену. Заявив, что мы можем быть равными партнерами, он сказал, однако, что сначала ему необходимо вернуться в Вавилон, чтобы получить свои деньги, при этом он уговорил меня купить имеющиеся запасы товаров на мои деньги, пообещав, что его деньги будут задействованы позднее при продолжении нашей сделки".
"Он долго откладывал свою поездку в Вавилон, а тем временем оказалось, что "он неумный покупатель и безрассудный расточитель. В конце концов, я его выгнал, однако, к сожалению, уже после того как наш бизнес совершенно расстроился и у нас остались только неходовые товары и совершенно не было денег для закупки других товаров. Я продал в убыток то, что осталось, одному израильтянину за ничтожную сумму".
"Вскоре наступили, я должен признаться, отец мой, тяжелые для меня дни. Я искал работу и не мог ее найти. Я не имел ни ремесла, ни профессии, которые дали бы мне возможность хоть что-то зарабатывать. Я продал своих лошадей. Я продал своего раба. Я продал свои прекрасные одежды, чтобы иметь немного еды и место для ночлега, однако с каждым днем безжалостная бедность надвигалась на меня все ближе".
"Однако в те горькие дни я вспомнил о том, как ты, отец мой, был уверен во мне. Ты отправил меня в мир, чтобы я стал человеком, и я обязан был выполнить твой наказ". Мать закрыла лицо руками и тихо плакала.
"И в это время я вспомнил о глиняной дощечке, которую ты дал мне, и на которой ты записал пять законов денег. После этого я самым тщательным образом прочитал и изучил твои мудрые слова и понял, что если бы я сначала овладел этими знаниями, то я не потерял бы своих денег. Я с воодушевлением выучил каждый закон и понял, что теперь, если Богиня Удачи еще раз улыбнется мне, то я поведу себя, руководствуясь мудростью зрелого человека, а не неопытностью юнца". "На благо всех вас, кто собрался здесь этой ночью, я прочту мудрые мысли моего отца, записанные на глиняной дощечке, которую он вручил мне десять лет тому назад".
Пять законов денег
I. Деньги будут приходить охотно и во все возрастающем количестве к каждому человеку, который будет откладывать не менее одной десятой части своего заработка, чтобы обеспечить свое состояние и состояние семьи в будущем.
II. Деньги работают усердно и с удовольствием на умного владельца, который находит для них прибыльное применение, умножая их количество так же, как растет поголовье овец в стадах, пасущихся на лугу.
III. Деньги надежно защищают осторожного владельца, который вкладывает их по совету умного человека, хорошо умеющего обратиться с ними.
IV. Деньги ускользают от человека, если он вкладывает их в бизнес или в выполнение задач, с которыми сам он не знаком или которые не одобрены опытными людьми.
V. Деньги избегают человека, который заставляет их работать на получение нереальных доходов, или который следует заманчивым советам ловкачей и махинаторов, или доверяется своей собственной неопытности и романтическим представлениям о вложении капитала.
"Таковы пять законов денег, как они были записаны моим отцом. Я считаю, что эти законы являются более ценными, чем сами деньги, это я вам покажу в продолжение моей истории".
Он вновь обратился к отцу, - "я рассказал тебе о той глубине бедности и о том отчаянном положении, в которое завела меня моя неопытность".
"Однако нет такой вереницы несчастий, которая бы никогда не кончалась. Моя закончилась, когда я получил должность управляющего командой рабов, которые работали на строительстве новой внешней стены города".
"Используя свои знания первого закона денег, я отложил из своего первого заработка одну медную монету, прибавляя к ней понемногу при каждой удобной возможности, пока у меня не оказалась уже одна серебряная монета. Это был очень медленный процесс, но я вынужден был так жить. Я тратил очень скупо. Я должен признать, что поскольку я должен был отрабатывать потерянные деньги, то прошло десять лет, пока у меня не накопилось столько денег, сколько ты, отец мой, дал мне когда-то".
"Однажды хозяин рабов, с которым мы стали хорошими друзьями, сказал мне: "Ты бережливый юноша и ты не тратишь бессмысленно деньги, которые ты зарабатываешь. У тебя есть отложенные деньги?" "Да", - ответил я, - "мое самое большое желание - накопить денег, чтобы возместить те деньги, которые дал мне когда-то отец и которые я так бездарно потерял".
"Это достойное честолюбивое желание. А знаешь ли ты, что деньги, которые ты сэкономил и отложил, могут работать на тебя и зарабатывать еще больше денег?"
"Увы! Мой опыт был очень плачевным, деньги, которые дал мне отец, пропали, и я очень боюсь, что с моими собственными деньгами может случиться то же самое".
"Если ты доверяешь мне, то я могу дать тебе урок, как обращаться с деньгами, извлекая при этом прибыль", - сказал он. "Через год строительство внешней стены города будет закончено, и все будет готово для установки больших бронзовых ворот на каждом из входов для защиты города от врагов. Во всей Ниневии не хватит металла, чтобы изготовить такие ворота Царь не знает, как достать его. Вот мой план: мы объединим наши деньги, снарядим и пошлем караван на отдаленные медные и оловянные рудники и оттуда доставим в Ниневию металл для ворот. И когда царь прикажет "Сделать большие ворота", - только мы сможем поставить металл и возьмем за это хорошую цену. Если даже царь решит закупить металл не у нас, мы, тем не менее, не проиграем, мы сможем продать свой металл по рыночной цене".
"В этом предложении я увидел возможность использовать в жизни третий закон денег и вложил свои сбережения под руководством мудрого человека. И я не прогадал. Наше объединение было успешным, и мой небольшой запас денег в результате этой сделки значительно увеличился. "Впоследствии я как член этого объединения включался и в другие предприятия. Мои партнеры были умными людьми и хорошо разбирались в вопросах прибыльного вложения капитала и обращения с деньгами. Они с великой тщательностью обсуждали каждый план, прежде чем приступить к его реализации. Они никогда не пытались воспользоваться случаем, если это им грозило потерей их основного общего капитала, и никогда не связывались с неприбыльными инвестициями, в результате которых они могли бы не вернуть свои деньги. Такие глупые вещи, как конные скачки или партнерство, в которое я однажды вступил из-за своей неопытности, не вызвали бы у них никакого интереса. Они сразу бы распознали все слабые места подобных операций".
"Благодаря моей связи с этими людьми я научился надежно вкладывать деньги и получать прибыль. С годами мое богатство увеличивалось все быстрее и быстрее. Я не только возместил те деньги, которые когда-то потерял, но и накопил намного больше".
"На примере своих неудач, попыток и успехов я снова и снова испытывал мудрость пяти законов денег, и должен сказать, отец мой, что они оказались истинными и справедливыми в каждом из этих жизненных испытаний. К человеку, который не владел знаниями пяти законов, деньги приходят редко и быстро исчезают. Если же человек следует пяти законам денег, то тогда деньги приходят и работают на него как преданные рабы".
Номасир прервал свой рассказ и подошел к одному из рабов в глубине помещения. Раб выдвинул вперед по одному три тяжелых кожаных мешка. Один из этих мешков Номасир поставил на пол перед своим отцом и вновь обратился к нему: "Ты дал мне мешок денег, денег из Вавилона. Вот, я возвращаю тебе мешок денег, денег из Ниневии равного веса. Я думаю, это равноценный обмен и все подтвердят это".
"Ты дал мне глиняную дощечку с начертанными на ней словами мудрости. Вот, смотри, вместо нее я возвращаю тебе два мешка денег". Сказав это, он взял у раба два других мешка и тоже поставил их на пол перед отцом".
"Этим я хочу показать, отец мой, насколько выше я ценю твои мудрые знания, чем твои деньги. Однако разве можно измерить в мешках денег ценность мудрых знаний? Люди, имеющие деньги, но не владеющие мудрыми знаниями законов денег, быстро теряют их. Люди, которые не имеют денег, но обладают мудрыми знаниями законов денег, быстро приобретают их, о чем свидетельствуют вот эти три мешка денег.
"Это действительно дает мне глубочайшее чувство удовлетворения, отец мой, - стоять перед тобой и сказать тебе, что благодаря твоим мудрым знаниям я сумел стать богатым и уважаемым человеком среди людей". Отец с любовью положил свою руку на голову своего сына, Номасира. - "Ты хорошо усвоил свои уроки и я, действительно, счастлив иметь такого сына, которому я могу доверить свое богатство". Калабаб прервал свой рассказ и посмотрел вопросительно на своих слушателей.
"Что значит для вас эта история Номасира?" - продолжал он. - "Кто из вас может придти к своему отцу или отцу своей жены и отчитаться перед ними в том, насколько разумно он поступил со своими доходами или сбережениями? Что подумают эти почтенные люди, если вы скажете: "Я много странствовал, много учился, много работал и много зарабатывал, но, увы, у меня мало денег. Часть денег я истратил с умом, часть я растратил по-глупому и много денег я потерял из-за того, что не умел правильно обращаться с ними".
"Вы до сих пор продолжаете считать это несправедливостью судьбы, когда у одних людей много денег, а у других ничего? Если это так, то вы заблуждаетесь".
"Люди имеют много денег, когда они знают пять законов денег и следуют им. Поскольку я выучил эти законы в своей юности и всегда следовал им, то я стал богатым торговцем. Я скопил свое богатство вовсе не благодаря какой-то странной магии".
"Богатство, которое приходит к человеку быстро, так же быстро и уходит".
"Богатство, которое остается со своим владельцем, принося ему постоянную занятость и чувство удовлетворения, формируется постепенно, поскольку такое богатство - это дитя, рожденное знанием и твердой целью".
"Сам процесс постепенного приближения к богатству - это легкая ноша для думающего человека. Несение этой ноши последовательно из года в год ведет к достижению конечной цели".
"Пять законов денег принесут вам щедрую награду за их строгое соблюдение".
"Каждый из этих пяти законов имеет глубокий смысл, и чтобы вы не проглядели его в кратком изложении в моей истории, я еще раз повторю их. Я знаю каждый из них наизусть, поскольку еще в юности я понял всю их ценность и не успокоился, пока не заучил их слово в слово".
Первый закон денег
"Деньги будут приходить и во все возрастающем количестве к каждому человеку, который будет откладывать не менее одной десятой части своего заработка, чтобы обеспечить свое состояние и состояние своей семьи в будущем".
"Каждый человек, который будет постоянно откладывать одну десятую часть своего заработка или дохода и разумно вкладывать эти деньги, несомненно, создаст для самого себя ценное состояние, которое обеспечит ему стабильный доход в будущем, а в дальнейшем обеспечит безопасность для его семьи в случае, если боги призовут его в мир иной. Этот закон при всех обстоятельствах жизни подтверждает, что деньги охотно идут именно к такому человеку. Я могу найти этому действительное подтверждение в своей собственной жизни. Чем больше денег я накапливал, тем быстрее и легче шли ко мне новые деньги и во все возрастающих количествах".
"Деньги, которые я экономил, приносили еще больше денег, даже больше, чем я предполагал, а доход, полученный от них, становился источником еще больших денег - таков детальный расклад первого закона денег".
Второй закон денег
"Деньги работают усердно и с удовольствием на умного владельца, который находит для них прибыльное применение, умножая их количество так же, как растет поголовье овец в стадах, пасущихся на лугу."
"Деньги - это действительно усердные работника Они всегда готовы умножаться в своем количестве, если представляется такая возможность".
"У каждого человека, у которого есть небольшой запас денег, появляется возможность их наиболее прибыльного использования. А с годами эти деньги начинают сами умножаться самым удивительным образом".
Третий закон денег
"Деньги надежно защищают осторожного владельца, который вкладывает их по совету умного человека, хорошо умеющего обращаться с ними".
"Деньги действительно остаются верными своим осторожным владельцам, в то время как они бегут от беспечных людей. Владелец, который ищет совета человека, опытного в обращении с деньгами, быстро обучается тому, чтобы не ставить под угрозу свое богатство, а напротив, испытывать удовлетворение от его постоянного увеличения".
Четвертый закон денег
"Деньги ускользают от человека, если он вкладывает их в бизнес или в выполнение задач, с которыми сам он не знаком или которые не одобрены опытными людьми".
"Человеку, у которого есть деньги, но нет еще опыта обращения с ними, многие варианты использования денег кажутся очень прибыльными. Однако слишком часто такие варианты чреваты опасностью потери денег, и если бы они были надлежащим образом проанализированы опытными людьми, то скорей всего оказалось бы, что возможность получения прибыли с их помощью слишком незначительна. Поэтому неопытный владелец денег, который полагается на свое собственное суждение и вкладывает деньги в бизнес или задачи, с которыми он незнаком, очень часто обнаруживает, что его суждение оказалось неправильным и ему приходится расплачиваться за свою неопытность собственными деньгами. По-настоящему умен тот, кто вкладывает свои деньги по совету людей, искушенных в денежных делах".
Пятый закон денег
"Деньги избегают человека, который заставляет их работать на получение нереальных доходов, или который следует заманчивым советам ловкачей и махинаторов, или доверяется своей собственной неопытности и своим романтическим представлениям о вложениях капитала".
"К новым владельцам денег всегда поступают фантастические предложения, способные увлечь не меньше, чем приключенческие рассказы. Им кажется, что такие предложения способны наделить их деньги магической силой, что в результате дает им возможность получить невероятный доход. Если же обратиться к истинно мудрому и опытному человеку, то он сразу распознает те опасности, которые таит в себе каждый из подобных планов - быстро и внезапно разбогатеть.
"Помните о тех богатых людях из Ниневии, которым приходилось отказываться от удобной возможности, только чтобы не лишиться своего основного капитала или уберечь его от невыгодных вложений".
"На этом я заканчиваю свой рассказ о пяти законах денег. Поведав вам мою историю, я фактически раскрыл вам секреты моего собственного успеха".
"Однако это даже не секреты, а истины, которые должен сначала заучить, а потом использовать в своей жизни каждый человек, который хочет выделиться из общей толпы, чтобы не походить на тех диких собак, которые грызутся каждый день, борясь за пропитание".
"Завтра мы войдем в Вавилон. Посмотрите! Уже виден вечный огонь, горящий над Храмом Бела! Мы уже видим золотой город. Завтра каждый из вас уже будет иметь свои деньги, деньги, которые вы получите за свою честно выполненную работу".
"А что вы сможете рассказать об этих деньгах через десять лет?"
"Если среди вас есть люди, которые подобно Номасиру часть своих денег будут использовать для создания своего собственного состояния, руководствуясь с этого времени во всем мудрыми истинами Аркада, то через десять лет, держу пари, они подобно сыну Аркада тоже станут богатыми и уважаемыми людьми".
"Наши разумные действия сопровождают нас на протяжении всей жизни, чтобы доставлять нам удовольствия и помогать нам. Точно также несомненно, что наши неблагоразумные и глупые действия мучают нас и причиняют нам страдания. К сожалению, увы, мы не можем их забыть. В первую очередь, к таким вещам, которые мучают и преследуют нас, относятся наши воспоминания о том, что мы должны были сделать, о тех возможностях, которые были у нас, но которыми мы не сумели воспользоваться".
"Велики богатства Вавилона, настолько велики, что их ценность не поддается подсчету в золотых монетах. С каждым годом эти богатства растут и в количестве и по своей ценности. Подобно сокровищам любой страны, эти богатства могут стать наградой, и щедрой наградой для тех целеустремленных людей, которые ставят перед собой задачу получить свою справедливую долю от этих богатств".
"В твердости ваших собственных желаний заключена магическая сила. Направляйте эту силу с помощью ваших знаний пяти законов денег и вы получите свою долю щедрых богатств Вавилона".
автор: Джордж Клейсон, Самый богатый человек в Вавилоне